В статье рассматривается история изучения погребального обряда населения быстрянской культуры северных предгорий Алтая скифо-сакского времени. Приведены взгляды ряда учёных на основные культуроопределяющие характеристики ритуальной практики обозначенной общности. В целом отмечено единство позиций исследователей, касающихся этой проблематики (сооружение курганов из камня и земли; наличие под насыпью одной могилы; устройство деревянной погребальной камеры; ориентировка людей головой в западный сектор горизонта; наличие сопроводительных захоронений лошадей в южной части могильной ямы; и др.). Расхождения позиций археологов относительно некоторых аспектов погребальных традиций «быстрянского» населения объясняется вводом в научный оборот новых данных, позволяющих конкретизировать некоторые особенности ритуальной практики, а также отнесением учёными к быстрянской культуре тех или иных могильников.
Статья посвящена введению в научный оборот и интерпретации материалов раскопок кургана №2 погребально-поминального комплекса Карбан-I. Данный памятник, расположенный на левом берегу Катуни, в Чемальском районе Республики Алтай, исследовался экспедицией Барнаульского государственного педагогического института в 1989-1990 гг. Публикуемый объект представляет собой небольшую каменную насыпь, под которой на уровне древнего горизонта выявлены останки двух человек, помещенных в смежные каменные ящики из плит. По совокупности характеристик данный комплекс может быть отнесен к бийкенской археологической культуре раннескифского времени и, учитывая отсутствие находок, датирован в широких рамках VIII-VII вв. до н.э. Осуществленный обзор материалов раскопок парных и коллективных погребений, исследованных на Алтае и сопредельных территориях, показал различные возможности интерпретации подобных объектов. Принимая во внимание фиксацию схожих традиций в соседних регионах, нельзя исключать возможности инокультурного влияния в результате контактов разных групп номадов.