В статье исследуется проблема экономической социализации детей, подростков и молодежи в условиях современного VUCA-мира. Актуальность исследования обусловлена трансформацией экономических отношений, цифровизацией общества и изменением моделей трудовой деятельности, что создает новые вызовы для формирования экономического сознания молодого поколения. Цель исследования - систематизировать представления о траекториях экономической социализации различных возрастных групп и выявить ключевые факторы, влияющие на их формирование. В работе проведен анализ теоретических подходов к экономической социализации, рассмотрены особенности формирования экономических представлений у детей (6-11 лет), подростков (12-17 лет) и молодежи (18-25 лет). Методология исследования включает анализ научно-практической литературы, обобщение эмпирических данных и систематизацию результатов исследований по проблеме экономической социализации. Особое внимание уделяется изучению влияния цифровых технологий, социокультурного контекста и институциональных условий на процесс экономической социализации. Результаты исследования показывают, что современная экономическая социализация характеризуется выходом за рамки традиционных институтов, активным вовлечением цифрового пространства и формированием новых паттернов экономического поведения. Выявлены ключевые проблемы каждой возрастной группы и определены факторы, требующие особого внимания при разработке программ экономической социализации. Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов для разработки эффективных программ экономической адаптации молодых поколений, совершенствования образовательных практик и формирования государственной политики в сфере экономической социализации различных возрастных групп.
Актуальность. Первоначальные проявления доверия зафиксированы в политической философии Древней Греции и Древнего Китая, на основе которого мыслители определяли взаимосвязь и взаимообусловленность отношений между властью и обществом. Далее развиваясь в русле политической социологии, доверие как принцип «fides» («вера») из римского права осмысливается М. Вебером как «эмоциональный продукт» социального контракта, нарушение условий которого не несет в себе санкций, за исключением утраты деловой репутации. Категория доверия существенно обогатилась в период развития социологии XX – начала XXI вв., в которой благодаря трудам П. Штомпки, Ф. Фукуямы обрела осмысление условий устойчивого развития общества в условиях неопределенности, при котором индивид исходит из «кредита» уверенности в добропорядочном поведении другого и абсолютной уверенности в собственных действиях. В последние годы фиксируется «кризис доверия» к науке как социальному институту в современном обществе.
Проблема исследования заключается в выявлении особенностей понимания категории «доверия» классиками социологической науки и их применимости в современной науке.
Целью данной работы является исследование взаимосвязи динамики доверия в социологии к научному сообществу и к науке как социальному институту в целом.
В качестве методологической основы исследования выступает системный подход и общие методы научного познания, такие как анализ, синтез, обобщение.
Результаты исследования. Классики социологической науки обогатили мотивационно-ценностные и политические смыслы концепта «доверие» в современной науке.