Работы автора

РАЗВИТИЕ КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ И ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ДВИЖЕНИЙ В ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ ПОПУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ (2025)

Введение. Сенсомоторная система ребенка рассматривается в настоящее время как динамическая самоорганизующаяся система, формируемая под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. Это открывает широкие возможности для исследования особенностей развития в детском возрасте различных составляющих двигательной функции в разных условиях среды. В структуре произвольного движения большой интерес представляют кинестетический и пространственный факторы и их роль в формировании движений и действий в онтогенезе, в зависимости от популяционной принадлежности ребенка и влияния окружающей среды. В последние годы накапливается материал, свидетельствующий о различиях в когнитивном развитии некоторых особенностях мозговой организации у городских и сельских детей.

Цель. Изучение особенностей развития кинестетического и пространственного праксиса в городской и сельской популяции детей.

Материалы и методы. Обследовано1362 городских и 891 сельских детей в возрасте 4–10 лет, из них 1045 мальчиков и 1208 девочек. Состояние двигательной функции изучалось в рамках комплексного скринингового нейропсихологического обследования. Применялись стандартные процедуры использования проб на кинестетическую и пространственную организацию движений: пробы на праксис позы пальцев и проба Хэда.

Результаты. Выявлены особенности развития кинестетических и пространственных факторов организации движений в популяциях городских и сельских детей. При этом преимущество в развитии кинестетических и пространственных компонентов двигательной функции выявлено у сельских детей, где их формирование отличалось большей стабильностью и интенсивностью, чем в городской популяции.

Заключение. Активный процесс формирования кинестетической и пространственной организации движений в рамках изучаемого возрастного периода заканчивался раньше в сельской популяции, чем в популяции городских детей.

Издание: ACTA BIOMEDICA SCIENTIFICA
Выпуск: № 2, Том 10 (2025)
Автор(ы): Поляков Владимир Матвеевич, Рычкова Любовь Владимировна, Прохорова Жанна Владимировна, Вотинева Анастасия Сергеевна, Черевикова Ирина Александровна
Сохранить в закладках
АЛЬТЕРАЦИЯ ЭЭГ-ПАТТЕРНА СНА КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ МАРКЕР НЕЙРОПЛАСТИЧНОСТИ У ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ (2021)

Обоснование. В школе дети постоянно приобретают новые знания, что провоцирует изменения в мозговых структурах, особенно при интенсивном обучении. Нейропластичность позволяет человеку реализовать свой потенциал, проявить одаренность. Однако данные об электроэнцефалографических (ЭЭГ) особенностях во сне
у одаренных школьников недостаточны и противоречивы.

Цель — изучить особенности ЭЭГ-паттернов сна по данным нейрофизиологического исследования у интеллектуально одаренных школьников и их корреляции с вербальными и невербальными умственными способностями.

Материалы и методы. Обследовано 48 лицеистов в возрасте 14–15 лет. Все участники выполняли тест Векслера (детский вариант) для определения уровня интеллекта. Выделено две группы подростков: основная группа (n = 20) — высокий показатель коэффициента интеллекта (IQ) 137,0 ± 12,7 балла, контрольная группа (n = 28) — средний показатель IQ 110,9 ± 10,4 балла. Нейрофизиологическое обследование во время сна проводили с по-
мощью системы для амбулаторной регистрации электроэнцефалограмм и полисомнограмм «Нейрон-Спектр‑СМ» («Нейрософт», Иваново, Россия). Идентификацию и анализ ЭЭГ-паттернов сна — паттернов циклических альтернаций и «сонных веретен» — осуществляли по общепринятой методике. Различия между группами считали
статистически значимыми при р < 0,05.

Результаты. У одаренных детей выявлено значимое увеличение времени и частоты паттернов циклических альтернаций с преобладанием паттерна циклических альтернаций подтипа А1 (р < 0,001) и уменьшение доли подтипов А2 и А3, «сонных веретен» (р = 0,01), значимо коррелирующих с вербальной и невербальной составляющими теста Векслера, такими как индекс гибкости мышления (для частоты паттернов циклических альтернаций
и доли подтипа А1), показатель общего интеллекта и невербальный интеллект, невербальные визуально-пространственные способности, индекс рабочей памяти и индекс вербального восприятия (для доли подтипа А2), а также индекс вербального восприятия, индекс рабочей памяти, индекс скорости обработки информации и п

Издание: МЕДИЦИНСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: № 4, Том 21 (2021)
Автор(ы): Бердина Ольга Николаевна, Мадаева Ирина Михайловна, Поляков Владимир Матвеевич, Рычкова Любовь Владимировна
Сохранить в закладках