Работы автора

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА О ПЕЧАТИ (2023)

В статье анализируется российское законодательство о печати периода нахождения у власти Временного правительство. Его развитие рассматривается в двух направлениях: 1) реализация принципа свободы печати и 2) обеспечение военной цензуры. Отмечается, что развитие законодательства о печати шло в русле буржуазно-демократических тенденций, определенных победой Февральской революции 1917 г. - была введена свобода печати, отменена политическая цензура, вместо разрешительного уведомительный порядок открытия новых периодических изданий и типографий, а также публикации печатных изданий. Это привело к массовому открытию новых периодических изданий. Однако, отказавшись от политической цензуры, Временное правительство осложнило и без того сложное свое положение - со страниц массовых периодических изданий шла мощная политическая пропаганда, направленная против Временного правительства, и ставшая, в конечном итоге, одним из факторов, способствующих его свержению. Запрет политической цензуры не означал отказа от цензуры военной, так как она была необходима в условиях Первой мировой войны. При этом многие нормативные положения о военной цензуре не были реализованы на практике.

Издание: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ: НОВЫЙ РАКУРС
Выпуск: № 1 (2023)
Автор(ы): ДЕМИЧЕВ Алексей Андреевич, ИЛЮХИНА Вера Алексановна
Сохранить в закладках
ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ ПРАВА АРМЕНИИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД АРМЯНСКОЙ ИСТОРИИ (2023)

В статье на основе анализа четырех армянских Конституций советского периода (1922, 1927, 1937, 1978 гг.), исходя из позитивистского правопонимания, проводится анализ конституционных принципов права Армении. Отмечаются особенности эволюции конституционных принципов права Советской Армении в зависимости от динамики исторической ситуации. Акцентируется внимание на количественных и качественных характеристиках конституционных принципов права Армении советского периода. Отмечается, что впервые на конституционном уровне принципы права Армении получили закрепление в 1922 г., тогда в Конституции ССРА было сформулировано всего два принципа права (принцип равенства прав граждан и обязательности труда). Такая же ситуация имела место в Конституции ССРА 1927 г. В Конституции Армянской ССР 1937 г. количество принципов права значительно увеличилось до шести, а в Конституции Армянской ССР 1978 г. их стало еще больше - восемнадцать.

Издание: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ: НОВЫЙ РАКУРС
Выпуск: № 4 (2023)
Автор(ы): ИЛЮХИНА Вера Алексановна
Сохранить в закладках
ИНСТИТУТ СОВЕСТНОГО СУДА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1775 - 1852) (2024)

В статье рассматривается созданный в 1775 г. в Российской империи и просуществовавший почти до судебной реформы 1864 г. институт совестного суда. Анализируется законодательство, регламентирующее организацию и деятельность совестного суда, рассматривается вопрос о его практической эффективности. Акцентируется внимание на примирительной функции совестного суда и специфике его состава. Авторы приходят к выводу, что совестный суд являлся специфическим вариантом суда с народным представительством в Российской империи и соответствовал модели суда шеффенов. Также делается вывод о том, что имевший сословный характер совестный суд был продуктом своего времени, не имевшим никаких шансов на сохранение в пореформенной России.

Издание: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ: НОВЫЙ РАКУРС
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): ИЛЮХИНА Вера Алексановна, Агафонов Сергей Юрьевич
Сохранить в закладках
СЛОВЕСНЫЕ СУДЫ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ (2024)

В статье анализируется созданный в Российской империи в 1754 г. словесный суд. В качестве судебного органа, предшествующего словесным судам органа, но не его разновидности, рассматриваются таможенные суды, созданные сенатским указом от 1 февраля 1726 г. Прослеживается эволюция законодательства, регламентирующего организацию и деятельность словесных судов в России. Делает вывод, что с позиции соотнесения словесного суда с моделями судов с народным представительством он является вариантом модели суда шеффенов. При этом от классической модели суда шеффенов его отличает отсутствие в составе судейской коллегии профессиональных судей - все члены словесного суда, включая самого судью, были выборными. Выделяются такие специфические черты словесного суда как устность и быстрота рассмотрения дел, сословность и медиационный характер. Обращается внимание на то, что упразднение словесных судов в Российской империи происходило не одномоментно, а в разных губерниях в разное время по мере территориального распространения действия Судебных уставов 1864 г.

Издание: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ: НОВЫЙ РАКУРС
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): Агафонов Сергей Юрьевич, ДЕМИЧЕВ Алексей Андреевич, ИЛЮХИНА Вера Алексановна
Сохранить в закладках
ЭВОЛЮЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ ДО НАЧАЛА XX ВЕКА (2024)

В статье на основе историко-правового анализа предпринимается попытка проанализировать эволюцию взаимодействия институтов гражданского общества с уголовно-исполнительной системой России до начала XX века. Подчеркивается, что организационно-правовые основы такого взаимодействия были заложены в 1819 г. в связи с учреждением Попечительского общества о тюрьмах. Особое внимание авторы обращают на патронатные организации, созданные в начале XX века. Обосновывается тот факт, что скоординированная работа государства, пенитенциарной службы и общественных организаций в сфере трудоустройства и поддержки семей бывших заключенных способствовала уменьшению уровня преступности, особенно рецидивной. В этом контексте авторы статьи приходят к выводу, что накопленный позитивный дореволюционный опыт взаимодействия российской уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества, безусловно, может быть полезным и как показывает практика, уже адаптирован и используется в современной России.

Издание: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ: НОВЫЙ РАКУРС
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): Илюхин Андрей Владимирович, ИЛЮХИНА Вера Алексановна
Сохранить в закладках
СРАВНИТЕЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ (2024)

Актуальность темы исследования обусловлена обстоятельствами теоретического и практического характера. Принципы права играют существенную роль в правовом регулировании общественных отношений, являются одним из наиболее важных компонентов правовой системы общества. Несмотря на многочисленные исследования, ряд вопросов в этом проблемном поле требует серьезного изучения, в том числе необходимо совершенствование принципов уголовно-процессуального права России. Одним из способов решения данной проблемы является сравнительная классификация принципов уголовно-процессуального права. Цель исследования – сравнительный анализ классификации принципов уголовно-процессуального права Российской Федерации и Республики Армения. Методы исследования: классификация, сравнительный анализ, формально-юридический анализ. Результаты: выявлена тенденция преобладания принципов уголовно-процессуального права, закрепленных в Конституциях РФ и Республики Армения; установлено, что в системе принципов уголовно-процессуального права России имеется только один специфический отраслевой принцип (принцип свободной оценки доказательств), аналога которому нет в армянском уголовно-процессуальном праве. Все остальные российские принципы сущностно совпадают с принципами соответствующей отрасли права Армении. При этом в системе принципов уголовно-процессуального права Республики Армения имеется семь принципов, которые нормативно не закреплены в российском законодательстве. Предлагается, исходя из армянского опыта, закрепить в УПК РФ принцип запрета неправомерного поведения.

Издание: ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Выпуск: Том 20 № 1(75) (2024)
Автор(ы): ИЛЮХИНА Вера Алексановна
Сохранить в закладках