В статье обсуждаются концептуальные основания для определения авторского ракурса в исследовании феномена профессионального выбора в процессе профессионального самоопределения. Цель статьи – выявить взаимосвязи характерных для первокурсников тенденций в принятии решений в ходе профессионального самоопределения и модальности профессионально-психологического типа с учетом когнитивных особенностей личности. Описана использованная батарея диагностических опросников, в которую вошли 7 методик: опросник «Личностные факторы принятия решений, ЛФР-25» (Т. В. Корнилова); опросник «Тенденции в принятии решений» (А. Ю. Разваляева); Мельбурнский опросник принятия решений (Т. В. Корнилова); русскоязычный опросник каузальной ориентации (О. Е. Дергачева, Л. Я. Дорфман, Д. А. Леонтьев); методика «Стремление к когнитивной закрытости» (М. И. Ясин, О. Е. Хухлаев); опросник профессиональных предпочтений (А. Н. Воробьев, И. Г. Сенин, В. И. Чирков), представляющий адаптацию теста Self-Directed Search, SDS Дж. Голланда, автора модели RIASEC; методика «Определение профессиональнопсихологического типа личности» (С. В. Духновский). Выборка составила 310 первокурсников гуманитарных направлений подготовки Сибирского университета потребительской кооперации (г. Новосибирск). Предлагается эмпирически выделенная специфика когнитивного своеобразия факторов когнитивная неопределенность и когнитивная открытость, отражающих особенности взаимосвязи тенденций принятия решений, индивидуально-личностных стратегий выбора и профессионально-психологических типов личности студентов. У значительной части первокурсников достаточно выражены когнитивные особенности открытого типа, включающие конструктивные способы и стратегии принятия решений. Для определенной части студентов характерны высокий уровень когнитивной неопределенности и низкий уровень когнитивной открытости: данная группа респондентов имеет тенденцию к выраженной когнитивной закрытости мышления. Получено эмпирическое обоснование целесообразности использования полученных результатов для определения потенциальных рисков возникновения когнитивных деформаций профессионального самоопределения в процессе вузовской подготовки, и обсуждаются возможные направления по их психологической профилактике.