Публикации автора

ПРОЯВЛЕНИЕ ТИПОВ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ В СТАНОВЯЩЕМСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ СТУДЕНТОВ (2024)

Статья посвящена обсуждению результатов исследования особенностей проявления типов научной рациональности в становящемся профессиональном мышлении студентов-психологов. Эмпирическое исследование проведено на выборке студентов первого курса факультета психологии Томского государственного университета (102 человека) в конце первого года обучения, что соответствует начальной стадии формирования профессионально-психологического мышления.

В качестве методического инструментария была использована оригинальная методика решения задачи из области когнитивной психологии, предполагающая использование подсказок, содержащих значимую для решения задачи психологическую информацию. В качестве результатов зафиксированы как выраженная у первокурсников открытость формирующегося профессионального мышления к вписыванию новой научной психологической информации в становящийся профессиональный образ мира, так и специфика вариативного проявления парадигмальной модальности при использовании научно-психологической информации классического, неклассического и постнеклассического уровня системности.

Сравнительный анализ результатов, описанных в статье, с результатами аналогичного исследования, проведенного авторами в 2004 г., выявил сохранившуюся тенденцию со-бытия типов научной рациональности, проявляющуюся в профессиональном мышлении студентов на ранних этапах профессиональной подготовки. Полученные результаты позволяют сделать выводы о важности своевременной фиксации наличного уровня сформированности системного мышления студента-первокурсника и степени его готовности к использованию научной информации разного уровня сложности. Особого внимания требует создание таких дидактических материалов, которые бы стимулировали и актуализировали в ходе профессиональной подготовки будущих психологов процесс вписывания новой научной информации в становящийся профессиональный образ мира студента с учетом ее соответствия складывающейся системе профессиональных ценностей, смыслов, установок.

Издание: СИСТЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: № 4 (52) (2024)
Автор(ы): ВАУЛИНА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА, КРАСНОРЯДЦЕВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА, ЩЕГЛОВА ЭЛЕОНОРА АНАТОЛЬЕВНА
Сохранить в закладках