Публикации автора

Паломничество на Святую землю и Святую гору Афон в отчетах инспектора Московской духовной академии епископа Питирима (Нечаева) в 1960-е годы (2024)

Статья с публикацией источников посвящена реконструкции обстоятельств и хода одного из первых «паломничеств» в Святую землю и на Афон представителей Московского патриархата Русской православной церкви. После возобновления контактов со Святой землей, произошедшего после первого посещения христианских святынь и восточных патриархов патриархом Алексием (Симанским) в мае-июне 1945 г. начались периодические контакты и ежегодные миссии, носившие официальное именование паломничества. Разумеется, это традиционное в христианском мире выражение религиозного чувства в условиях советской действительности и полного государственного контроля за контактами с заграницей претерпевало решительные изменения. Документы свидетельствуют, что отправлявшиеся в Иерусалим и на Афон православные переживали религиозный опыт, запечатленный в их сознании (и в очень редких случаях в личных записях — антропологически насыщенных источниках), но в гораздо более явленной форме такое паломничество представляло миссию, в которой сочетались как церковные мотивы (поддержание молитвенного общения, исторических и действительных современных контактов, расширение юрисдикции и канонического влияния), так и государственные дипломатические задачи (установление контактов и расширение круга лояльных и готовых ко взаимодействую с советскими церковными и государственными — политико-дипломатическими структурами и представителями). Само паломничество — миссия сопровождалось большим количеством формальностей, от паспортно-визового и финансового (валютного) обеспечения до многоступенчатой отчетности. Одним из принятых жанров была подготовка обстоятельного отчета по итогам поездки. Такие отчеты откладывались на хранение в Отделе внешних церковных сношений, направлялись в Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР. Несмотря на очевидное влияние самоцензуры авторов такие отчеты являются уникальными по полноте фактологической фиксации и фактически единственными источниками, позволяющими воссоздать историю особых паломничеств советской эпохи.

Издание: CHRISTIAN PILGRIMAGE REVIEW
Выпуск: № 1, Том 2 (2024)
Автор(ы): Каиль Максим Владимирович, Бурдуков Илья Витальевич, Василькова Наталья Вячеславовна
Сохранить в закладках
На заре ближневосточной церковной дипломатии: исследование служения представителя Русской православной церкви при антиохийском патриархе митрополита Иоанна (Вендланда) (2025)

В статье в контексте современных исследований церковной дипломатии середины — второй половины ХХ в. и актуальных работ, посвященных советской официальной и конфессиональной дипломатии в ближневосточном регионе, анализируется опыт исследования служения в 1958–1960 гг. первого представителя Русской православной церкви при патриархе антиохийском в Дамаске, предпринятый в монографии А. М. Новоторцевой. Первое заграничное церковно-дипломатическое служение героя исследования в Дамаске рассматривается как «рождение церковного дипломата» — характерное явление эпохи, когда к церковно-дипломатическому служению были призваны молодые (опыт владыки Иоанна в этом плане нетипичный) выпускники советских высших духовных школ, сформировавшие поколение иерархов-дипломатов нового курса церковной политики, связанной с деятельностью главы отдела внешних церковных сношений в 1960–1972 гг. митрополита Никодима (Ротова, 1929-1978). Новый курс церковной дипломатии, формирующийся на рубеже 1960-х гг. требовал новых лиц, новых подходов и практик. Открывателем именно такой институционализации церковной дипломатии — персоны — представителя Московского патриархата при патриаршем престоле востока и стал архимандрит, а вскоре епископ Иоанн (Вендланд). Сам регион служения героя исследования — уникальный по насыщенности политических интересов, религиозных групп и влияний, требовал неординарных подходов и поступков. Вместе с тем, вся церковно-дипломатическая деятельность (как и сами церковные дипломаты) жестко контролировались представителями советского государственного аппарата, результатом чего были уникальные по сложности условия и масштабные задачи деятельности, в решении которых сформировался один из плеяды ярких дипломатов Русской православной церкви — епископ Иоанн (Вендланд).

Издание: ХРИСТИАНСТВО НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
Выпуск: № 2, Том 9 (2025)
Автор(ы): Каиль Максим Владимирович
Сохранить в закладках
Священник Константин (Нечаев) и подготовка группы послушниц к отправке на Святую землю в 1955 году (2025)

Статья с публикацией источников посвящена реконструкции уникального исторического кейса — подготовки весной-летом 1955 г. первой группы монахинь и послушниц для пополнения «русского» Горненского монастыря в Иерусалиме. Все обстоятельства этого важного с позиции государственных органов (Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР) и церковных структур дела воссоздаются благодаря выявлению и параллельной публикации источников из различных фондов. Обнаруженные в ходе историко-биографического исследования в личном архиве митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) документы о его участии в подготовке группы монашествующих для отправки в Иерусалим дали толчок к выявлению и комплексной публикации всех источников, связанных с этим проектом, отложившихся в фонде Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР (фонд Р-6991 Государственного архива Российской Федерации) и Архива отдела внешних церковных связей Московского патриархата. Собранный комплекс источников представил обстоятельства важного события в истории Горненского монастыря в нескольких репрезентативных аспектах: в истории государственно-церковных отношений, церковной дипломатии, российского христианства на Святой земле. Необычный по динамизму и наполненности событиями 1955 г. принес значительные изменения в подходах как Московской патриархии, так и правительственных структур к задачам и практикам российского/советского присутствия на Ближнем Востоке (было осознано, что решать задачи поддержания и развития церковного достояния без людей — невозможно); способствовал вовлечению в активную церковно-дипломатическую работу ряда молодых церковных деятелей — протоиерея Михаила Зёрнова, Константина Нечаева, архимандрита Пимена (Хмелевского).

Издание: ХРИСТИАНСТВО НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
Выпуск: № 3, Том 9 (2025)
Автор(ы): Каиль Максим Владимирович
Сохранить в закладках