Публикации автора

Записки о путешествии на Святую землю А. Ковальницкого и воспоминания Никанора (Каменского): к вопросу о стратегиях издания паломнических текстов в конце XIX — начале XX веков (2024)

Целью данного исследования является анализ различных стратегий публикации паломнических текстов конца XIX — начала XX вв. на примере путевых записок протоирея А. Ковальницкого и воспоминаний епископа Никанора (Каменского). В работе анализируются различные редакции паломнических текстов, выявляется степень участия издательств в их корректировке и определяется роль авторов в сохранении и трансформации своих работ. Источниковая база исследования включает публикации протоирея А. Ковальницкого в журнале «Странник» (1885–1891), его заметки в провинциальных епархиальных ведомостях и отдельных книгах (1886– 1913), а также публичные чтения «По Святой земле» (1911–1912). Воспоминания епископа Никанора представлены восемью самостоятельными заметками, опубликованными как в духовных изданиях (1893–1902), так и в отдельных книжных изданиях ИППО (1898, 1902, 1906). Исследование демонстрирует, что А. Ковальницкий использовал свои путевые заметки как основу для создания публицистических текстов и чтений, обращаясь к вопросам взаимоотношений православных с католиками, униатами и иудеями. Его тексты переиздавались в различных формах, что обеспечивало их актуальность на протяжении десятилетий. Епископ Никанор (Каменский), опираясь на свой высокий статус, интегрировал воспоминания в публичные выступления, что способствовало их систематическому распространению через духовную прессу и издательство ИППО, придававшее текстам идеологический характер. Результаты исследования позволяют глубже понять роль паломнической литературы как инструмента духовной и общественной деятельности, а также механизмов её распространения и адаптации в изменяющихся социальных и политических условиях Российской империи.

Издание: CHRISTIAN PILGRIMAGE REVIEW
Выпуск: № 1, Том 2 (2024)
Автор(ы): Шаповалов Михаил Сергеевич
Сохранить в закладках
Голоса с палубы и трюма: жалобы, предложения, полемика в путевых записках в Палестину рубежа XIX–XX веков (2025)

Целью данного исследования является анализ специфики репрезентации голосов палубных и трюмных пассажиров в русской паломнической литературе рубежа XIX — начала XX вв. На основе систематического анализа путевых и паломнических записок Г. Дюкова, А. Елисеева, А. Коровицкого, И. Барциховского, П. Боброва, Ф. Грекова и других авторов рассматриваются изменения паломнического нарратива и механизмы, с помощью которых палубные и трюмные пассажиры пароходов Русского общества пароходства и торговки (РОПиТ) получали возможность высказывания о своих условиях паломничества на Святую землю. Особое внимание уделено анализу «голосов сверху», принадлежавших привилегированными путешественникам первого класса, и «голосов снизу», представленных в текстах преимущественно провинциальными священнослужителями. В статье анализируется деятельность Императорского православного палестинского общества (ИППО), которое систематически предпринимало меры по улучшению условий перевозки непривилегированных пассажиров пароходами РОПиТ. Также приводится реакция пароходного общества на публичную критику условий морского этапа паломничества в Иерусалим: беседы с командами кораблей, публикация инструкций и циркуляров по организации перевозки пассажиров на русских пароходах. Параллельно рассматривается печатная полемика В. Дедлова и А. Коптева, отражавшая дискуссию «сверху» о регламентации паломнических перевозок. Особое внимание уделено эволюции жанра паломнических записок. В рамках статьи впервые публикуются заметки «На пути в Святую землю» петербургского священника Иоанна Лабутина (1904) и «Путевые заметки» иеромонаха Почаевской Лавры Феофилакта (1914), которые демонстрируют сочетание паломнического нарратива с наблюдениями о повседневной жизни третьеклассных пассажиров и служат ярким свидетельством трансформации «голоса снизу» в русской паломнической литературе рубежа XIX–XX вв. В статье авторы приходят к выводу, что, хотя «голос» непривилегированных паломников чаще всего звучал опосредованно — через священнослужителей, именно они становились важным каналом артикуляции социальных запросов и фактором институционализации заботы о паломниках. При этом проблемы, связанные с условиями перевозки паломников на Святую землю пароходами РОПиТ, не только не были решены за более чем полвека деятельности общества, но и усугубились вследствие нарастающей к 1914 г. дифференциации между паломниками, привилегированными пассажирами и членами экипажа. Эти трудности формировали особый социальный опыт простых русских богомольцев.

Издание: ХРИСТИАНСТВО НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
Выпуск: № 3, Том 9 (2025)
Автор(ы): Шаповалов Михаил Сергеевич, Валитов Александр Александрович
Сохранить в закладках