Старцев Вадим

ВТОРАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ МОЛОДОСТЬ В 40-60 лет

Чему и зачем стоит учиться после 45, 55, 65. Выяснилось, что уровень компетенции людей неравномерно распределяется по возрастам. Казалось бы, чем человек старше, и чем дольше он занимается своей профессией, тем выше должна быть компетенция, лучше результаты и громче успех?

Однако, такое наблюдается далеко не во всех профессиях. Возможно, только в некоторых областях искусства — в живописи, музыке, скульптуре, литературе, частично режиссуре, в ремеслах, в единоборствах, да то, при условии непрерывной практики и плотной вовлеченности в реальную индустрию.

Во всех остальных профессиях наблюдается совершенно иное распределение компетенций по возрастам, когда пик приходится на период между 30 и 40 годами. В этот период люди активно погружены в реальные проекты, и в меньшей степени занимаются управлением.

После 40 лет многие переходят от непосредственно профессиональной деятельности к управленческой, что неминуемо снижает компетенции. Некоторые в возрасте 30–35 лет создают свой бизнес, переходят во фриленс, в результате чего приходится прокачивать маркетинг, продажи, учет, организацию бизнеса. На профессиональный рост остается меньше времени.

Индивидуально этот возрастной диапазон распределения компетенций сильно зависит от отрасли. Есть отрасли, к примеру, разработка ПО, где скорость изменений настолько высока, что пик компетенций приходится на диапазон от 25 до 35, и не сильно растет, потому что происходит активное изменение технологий, инструментов и фреймворков. Есть отрасли, где скорость изменений ниже, поэтому пик компетенций смещается ближе к 40–45, иногда к 50, что уже редкость.

Но так или иначе, есть существенное количество людей старше 45, 50, 55, которые имеют серьезную проблему: они сменили много профессий, но все эти профессии в той или иной степени устарели. В результате, такие люди пребывают в своего рода, иллюзии.

Они продолжают думать, что ЕЩЕ профессионалы в этих отраслях. По сравнению с начинающими дилетантами — да, но для требований современного рынка, уже нет! Это значит, снова в школу! 45–50–55–65 это тот диапазон, когда можно и нужно приобретать новую профессию, открывать новые горизонты и возможности. Зачем и почему это надо?

Сначала плохие новости. Если Вы профессионально неликвидны, то Вас ждет неприятная перспектива. Вы можете продолжать обслуживать всё более простые процессы и, скорее всего, в течении 10–15 лет Вы попадете под сокращение. Вам трудно, и почти невозможно выдерживать конкуренцию со следующим поколением в диапазоне возрастов 35–45. Тем более наступают компьютеры и роботы.

Как ни странно, люди с возрастом не глупеют, а умнеют! Это доказанный факт, что означает, что Вы можете учиться в 10–20 раз быстрее, особенно, комплексным предметам и навыкам. Да, подростки и школота обгонят Вас в компьютерных стрелялках, но они даже близко не поймут сложные концепции, которые Вы интуитивно поймете мгновенно. Почему? Потому что Ваша эрудиция, контекстные пространства, способность оперировать категориями и связывать понятия в несколько раз выше, именно в этом возрасте. И дальше они будут возрастать, если Вы заранее позаботитесь об этом.

Из моих наблюдений.

Есть четыре вида информации:

  1. упорядоченная и простая,
  2. упорядоченная и комплексная - типа моих объяснений грамматики английского языка,
  3. каша-малаша простая,
  4. каша-малаша сложная - типа объяснений грамматики английского языка типичного ВУЗовского учебника.

И есть три типа людей:

  1. школьники,
  2. студенты,
  3. те-кому-за-40.

информация упорядоченная и простая осваивается

  • школьниками со скоростью V,
  • студентами со скоростью 5V,
  • теми-кому-за-40 со скоростью 3V.

информация упорядоченная и комплексная осваивается

  • школьниками со скоростью V,
  • студентами со скоростью 8V,
  • теми-кому-за-40 со скоростью 12V если у них думательная профессия,
  • и со скоростью 3V, если у них не-думательная профессия.

информация неупорядоченная простая осваивается

  • школьниками со скоростью V,
  • студентами со скоростью 10V,
  • теми-кому-за-40 со скоростью 14V если у них думательная профессия,
  • и со скоростью 2V, если у них не-думательная профессия.

информация неупорядоченная комплексная осваивается

  • школьниками со скоростью V,
  • студентами со скоростью 12V,
  • теми-кому-за-40 со скоростью 18V если у них думательная профессия,
  • и со скоростью 4V если у них не-думательная профессия.

Вы быстрее читаете, но самое главное, Вы быстрее понимаете. Если молодому человеку нужно несколько лет, чтобы войти в профессию — Вам нужно всего несколько месяцев, если Вы будете делать это с одинаковой интенсивностью. Многие, кто старше 45 боятся учиться, потому что привыкли думать, что это очень долго. Это дети учатся долго, а взрослые учатся в 100 и 200 раз быстрее. Теперь можете не боятся.

Вы быстрее видите новые возможности, когда соединяетесь с новыми знаниями. Почему? Потому что возможности — это обратная сторона проблем, а уж их Вы видите и умеете опознавать больше и лучше именно потому, что Вы более опытны и искушены в жизни. Проблема начинающих стартаперов в том, что они быстро получают экспертизу в технологиях, но у них нет знания жизни и понимания проблем. Поэтому Вам новое знание будет давать в 10–20 раз больше возможностей, чем молодым людям.

Вы обновляете Ваш мозг, и он начинает работать в 3–5 раз более эффективно, потому, что мозг, как и любой орган, работает тем лучше, чем чаще им пользоваться. А обучение и решение новых проблем — самый лучший способ обновления.

С точки зрения нейрофизилогии, т.е. в первую очередь с точки зрения того как работает наш мозг — любое обучение это: частный случай пластических изменений в нейронной сети мозга. Ключевым для достижения устойчивых изменений является процесс ПОВТОРЕНИЯ РАЗНЫХ СИТУАЦИЙ — как с повторяющимися паттернами, так и совершенно новых. С повторениями проблем нет, но не сами повторения приводят к обучению, а когда на каждом новом цикле мы пытаемся повторить действие ИНАЧЕ, УЧИТЫВАЯ ОШИБКИ предыдущего цикла и новое направление попыток следующего цикла»

Я бы ещё добавил: и делаем повторения одного и того же паттерна в РАЗНЫХ КОНТЕКСТАХ. я преподаю иностранные языки и вижу, что для УСТОЙЧИВОГО усвоения новое правило должно быть завернуто в разного типа словесные одежки - когда я даю задания на перевод с русского на английский.

Интенсивное обучение кардинально снижает вероятность возрастной деменции, о которой до 40 думать рано, а после 55 еще не поздно.

Новое обучение — это новые контакты, новые горизонты, новые смыслы, новые страны. Дети и бытовые проблемы в прошлом. Наступила вторая молодость — время открывать мир, получать новые ощущения, новый опыт — всё только начинается. Почувствуйте себя снова молодым, снова учеником, покиньте сковывающую Вас роль опытного человека. Опыт нужен, чтобы помогать Вам, а не ограничивать возможности роста.

Чему учиться? Общий подход опирается на два простых критерия:

Критерий №1: Что нравиться, от чего есть страсть?

Здесь часто люди совершают ошибку №1 — Вы испытываете фан от многих вещей, которые знаете, или как-то с ними сталкивались. Но есть масса всего, гораздо больше того, чего вы не знаете, и что, возможно, вставило бы Вас намного сильнее. Чтобы не впадать в эту ошибку — больше читать разной отраслевой прессы, ходить на мероприятия, в разных областях, далеких от Вашей повседневности.

Ошибка №2 — когда люди выбирают профессию. Это неверно, и я объясню почему. Профессия — это лишь инструмент достижения и реализации Ваших желаний, представления об успехе. Поэтому сначала стоит понять как выглядит картинка того успеха, того опыта, который Вы хотите достигнуть. Как выглядит та роль, в которую Вы хотите сыграть. Как только Вы это поняли, всё становится гораздо проще и с выбором профессии.

Критерий №2: Что перспективно и интенсивно будет развиваться в течении 5–8 лет?

Расчет простой — 5–7 месяцев уйдет на обучение, примерно 7–9 месяцев на вход в новую область и выход на острие (помните, что Вы делаете это в 20 раз быстрее молодых), и примерно 5 лет неограниченного профессионального, социального и финансового роста. Потом, скорее всего, либо переход на более высокий уровень — управление и бизнес, либо опять смена направления.

Кстати..

Майкл Мерцених, профессор неврологии из Калифорнийского университета в Сан-Франциско, США, почти все 35 лет своей трудовой деятельности работал над загадками электрофизиологии мозга. В то время, когда он заступил на службу науке, считалось, что наше серое вещество переплетено жесткими связками и что, когда человек взрослеет, его разум начинает необратимо угасать. Но с середины 1980-х годов Мерцених принялся доказывать обратное: мозг пластичен, податлив, может быть перепрограммирован и способен к постоянному развитию, что достигается тщательно спланированными упражнениями…

Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или войти.