Ученые ответили на вопрос, в деньгах ли счастье
Традиционно большой достаток ассоциируется со счастливой жизнью, но теперь американские исследователи решили выяснить, так ли это на самом деле.
Существуют противоречивые данные о том, насколько связаны удовлетворенность жизнью и высокий достаток. В то время как одни ученые утверждают, что деньги важны только до определенного порога и чрезмерное богатство счастья уже не приносит, другие описывают зависимость между уровнем дохода и счастьем как линейную: чем больше денег, тем счастливее человек.
Чтобы поставить точку в этом вопросе, группа американских исследователей из различных научных центров США объединила усилия в попытке разобраться, существует ли «плато», после которого на уровень счастья уже не влияет уровень доходов. Для этого они проанализировали данные предыдущих исследований, чтобы разобраться в причинах возникших противоречий. В итоге оказалось, что утверждение «не в деньгах счастье» требует нескольких уточнений. Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Во-первых, выяснилось, что для большинства людей действительно существует линейная зависимость между уровнями дохода и удовлетворенности жизнью. Однако есть немногочисленная — около 20 процентов — категория «несчастливых» людей, у которых деньги не решают все: их уровень счастья стабильно растет до определенного порога (от 60 до 90 тысяч долларов ежегодного дохода), после чего выравнивается. Иными словами, противоречия предыдущих работ были вызваны как методическими ограничениями, так и недостаточно большой выборкой.
Ученые подчеркивают, что их работа может иметь широкое практическое применение. Во-первых, она может помочь скорректировать налоговые ставки или компенсации, выплачиваемые работникам, чтобы поддерживать уровень их удовлетворенности жизнью. Во-вторых, они могут помочь людям, выбирающим карьеру, сопоставить возможные плюсы и минусы разных профессий в связи с планируемыми доходами и их влиянием на уровень счастья.
Стоит признать, что для эмоционального благополучия деньги — это еще не все. Материальное богатство — лишь один из многих факторов, определяющих счастье. Хотя высокий доход и возможность, к примеру, хорошо отдохнуть в отпуске или позволить себе крупную покупку с большей вероятностью позволят человеку считать себя счастливым.
Исследователи Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ создали модель для расчета показателя субъективного благополучия человека на основе постов в социальной сети. Анализ 7,2 миллиона сообщений в соцсети «Одноклассники» показал, что самый низкий уровень наблюдаемого субъективного благополучия приходится на утро, а самый высокий — на поздний вечер.
Для анализа тональности было настроено несколько языковых моделей машинного обучения на базе датасета RuSentiment. Анализ 7,2 миллиона сообщений показал, что у пользователей соцсети наблюдаются определенные паттерны настроения. Так, отчетливо видны общие суточные колебания: утром был зафиксирован самый низкий уровень счастья, а поздним вечером — самый высокий. Отчетливо наблюдались и недельные закономерности. Ожидаемо выходные были более счастливыми, чем будни. Самый низкий уровень счастья приходится на первые три будних дня, начиная с четверга он начинает расти и достигает пика в выходные. Наиболее счастливыми россияне чувствуют себя в ночь с субботы на воскресенье. Эти недельные паттерны интуитивно ожидаемы, поскольку они обычно связаны с культурными традициями и культурными различиями между будними и выходными днями в современных обществах, регулирующими социальные практики и поведение. Аналогичные результаты были получены и для других стран в рамках как традиционных социологических исследований, так и исследований на основе цифровых следов.
Также, как показывает исследование, несчастными делает людей и взросление. Чем старше становится человек, тем меньше счастья он испытывает. Эта тенденция характерна как для мужчин, так и для женщин. Тем не менее в целом женщины чувствуют себя более счастливыми по сравнению с мужчинами. Однако авторы отмечают, что это может быть связано с тем, что мужчины и женщины по-разному склонны демонстрировать позитивные эмоции в онлайне.