Архив статей журнала
Рассмотрена проблема измерения психологической безопасности личности и общества, представляющей одно из приоритетных направлений психологической теории и практики. Подчеркивается междисциплинарный характер психологической безопасности, ставшей предметом психологии личности, психологии развития, социальной психологии, клинической и медицинской психологии, организационной психологии и психологии труда, использующих различные методы психодиагностики. Представлены концептуальные подходы к психологической безопасности, как ценности и потребности, личностной и средовой характеристике, а также показателю трудовой деятельности в коллективе, и методы ее диагностики, разработанные зарубежными исследователями. Часть методик, разработанных в XX веке, показали свою надежность и валидность и используются в модифицированных и адаптированных на разные языки вариантах и сегодня. Описаны также методики, разработанные в последние пять лет, характеризующихся ростом проблем психологической безопасности человека в изменяющихся социальных условиях. Для данных методик еще требуется широкая проверка психометрики с целью принятия окончательного решения об их надежности, валидности и сфере применения. Комплекс методов изучения психологической безопасности позволит более точно операционализировать это сравнительно недавно возникшее понятие, определить его методологическую базу для дальнейших теоретических и эмпирических исследований.
Представлены результаты разработки диагностической методики «Стремление к порядку и предсказуемости», созданной на базе опросника «Стремление к когнитивной закрытости» А. Круглянски. Стремление к когнитивной закрытости - это когнитивный механизм, позволяющий отсекать лишнюю, противоречивую и мешающую информацию с целью более гармоничного интегрирования данных. Обоснована целесообразность выделения шкал «Стремление к порядку» и «Стремление к предсказуемости» в отдельный конструкт. Снижение размерности и поиск факторной структуры для краткого опросника производился методом моделирования при помощи структурных уравнений (Structural Equation Models, SEM). Выборку составили 505 респондентов, средний возраст - 29,5 лет, из них женщин - 74,6%, мужчин - 25,4%. Для разработанной структуры были получены следующие показатели: χ²/df = 3; CFI = 0,923; TLI = 0,906; SRMR = 0,0525; RMSEA = 0,0677, - что говорит о весьма хорошем соответствии модели Альфа Кронбаха по шкале «Стремление к порядку» = 0,822, по шкале «Стремление к предсказуемости» = 0,733, Омега МакДоналда по всем пунктам методики с двумя шкалами = 0,833. Результаты ретеста на выборке из 53 человек составили r = 0,81. Гендерных различий по показателям обоих шкал не обнаружено. Представленная модель опросника показывает весьма хорошие индексы соответствия модели, внутреннюю согласованность и высокую степень надежности. Дальнейшая работа над конструктом когнитивной закрытости может опираться, в том числе, на результаты, полученные в данном исследовании.
В статье рассматривается феномен измерительной инвариантности психодиагностических инструментов. Проверка инвариантности помогает оценить, насколько измеряемый конструкт имеет сопоставимое значение для разных групп или точек измерения. Такая проверка требуется, чтобы убедиться, что сравнение этих групп или измерений между собой является адекватным. В статье приведен обзор современных и классических публикаций зарубежных исследователей, демонстрирующих различные содержательные и методологические аспекты проверки инвариантности. Особое внимание уделено имеющимся данным о проверке инвариантности для тестов когнитивных и языковых способностей, а также о значении инвариантности для оценки индивидуальных и межгрупповых различий. В завершение обсуждаются актуальные подходы к оценке инвариантности в рамках моделирования структурными уравнениями и современной теории тестирования. Данная работа может стать первым шагом для знакомства с понятием измерительной инвариантности и будет полезна для всех читателей, заинтересованных в улучшении качества измерительных инструментов для получения более надежных выводов о психологических феноменах.