Архив статей журнала
В статье рассматривается использование языковой игры в оглавлениях научно-популярных изданий, авторам которых важно уже на стадии предварительного знакомства с текстом продемонстрировать его увлекательность для читателя-неспециалиста. Показано, что в последние годы в условиях ориентированности на новый тип адресата в научно-популярном литературном подстиле используются различные языковые приемы и средства выразительности, усиливающие художественную составляющую текста на разных уровнях, начиная с оглавления. Одним из таких наиболее эффективных, применяемых в заголовках глав и параграфов приемов, позволяющих заинтересовать адресата в прочтении текста, является языковая игра. Исследование выполнено на материале 257 оглавлений научно-популярных произведений различных тематик русских ученых-популяризаторов. Выявляются и описываются функции языковой игры в оглавлении научно-популярных произведений, обеспечивающие создание атмосферы неформального общения с читателем, привлечение внимания к заголовку, заинтересованность в последующем прочтении текста, демонстрацию его доступности для адресата. В многообразии креативных техник заголовков были выделены такие, как трансформация текста с сохранением его узнаваемости; использование метафор, в том числе развернутых; игра, основанная на риторических вопросах; игра, в основу которой положены сравнительные конструкции; принцип деметафоризации; каламбурное переосмысление узуальных слов, обыгрывание значения узуальных слов; использование хиазма и др. Представлено описание используемых приемов языковой игры и частотности их употребления в исследуемых заголовках, охарактеризован лингвокреативный потенциал и механизмы их действия. Показано, что отклонение от стандарта, вызванное языковой игрой в оглавлении, меняет отношение читателя к тексту, который перестает восприниматься как нечто сложное и начинает вызывать интерес.
Рассматривается комплекс проблем, связанных с ответственностью современной журналистики за качество информации. Обобщается метаязык, актуализированный в новой отечественной медийной среде. Классифицируются и обобщаются все виды современных информационных ресурсов. Анализируются виды и формы их контентного варьирования. Уделяется особое внимание новому информационному явлению - инфошуму и показывается его вредоносность. Среди преднамеренных и непреднамеренных колебаний языковой нормы вычленяется процесс изобретения креатем как средства коммуникативной свободы, экспрессивизации и эмоционализации медиадискурса. Напоминается журналистам об их ответственности за качество информации, предоставляемой пользователям СМИ. Приводится определение ответственности с учетом существенных смысловых конкретизаторов. Показано отсутствие многих из этих конкретизаторов в информационных материалах, что затрудняет их адекватное осмысление всеми пользователями СМИ и не приводит к единству их рефлексии. Подчеркивается, что самым важным из этих конкретизаторов является правдивость информации. Особое внимание в статье уделяется экологическим рискам безответственности некоторых журналистов в добывании и трансляции недобросовестной информации. Обращается внимание на то, что журналистская деятельность является специфической коммуникативной практикой, которая нередко дезориентирует получателя в море информации. Этот факт особенно заметен в рассогласованности СМИ в единой методологии подачи информации, что почти полностью разрушило диалогическую функцию СМИ, которая на настоящем этапе сохранена только в Интернете. Особо подчеркивается роль языка в формировании лингвистической реальности, которая все больше входит в противоречие с объективной реальностью.