Архив статей журнала
В статье осуществляется критический анализ научно-методического и учебно-методического обеспечения курса «Основы российской государственности». Автором демонстрируются принципиальные противоречия между теоретико-методологическими подходами к формированию содержания курса на основе концепции «мировоззренческого Пентабазиса», утвержденными Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, и официальными взглядами Российской Федерации по вопросам сохранения цивилизационной идентичности страны, гражданской идентичности, общероссийской культурной идентичности и защиты национальных интересов. Согласно выводам автора, данные противоречия серьезным образом повлияли на содержание учебных пособий и учебно-методического комплекса, изданных в 2023 году. Во всех пособиях и учебно-методическом комплексе осуществляется откат от официальной концепции российского государства-цивилизации, имеющей интегральный, синтетический характер и призванной преодолеть принадлежащие истории разногласия «славянофилов» и «западников», «почвенников» и «евразийцев» к состоянию конкуренции различных доктрин и подходов. В учебном курсе «Основы российской государственности» игнорируются, искажаются общепринятые теоретико-правовые подходы к осмыслению феноменов «государственность», «общенациональный код», «общероссийская гражданская идентичность». Постулируется, что современное российское общество не имеет исторически сформировавшейся идентичности, которую только предстоит сформировать на основе «Пентабазиса». Отказ рассматривать в качестве основы учебного курса официальные взгляды Российской Федерации, выраженные в документах стратегического планирования, является ключевой проблемой научно-методического и учебно-методического обеспечения курса «Основы российской государственности»