Архив статей журнала
В статье представлены результаты изучения повседневной деятельности работающих родителей в сфере ухода за несовершеннолетними детьми и их воспитания. Использованы данные мониторинговых исследований (1986-2020 гг.) повседневной деятельности и бюджета времени городских жителей. Рассмотрен состав семей с детьми и проанализированы ресурсные характеристики, которые оказались весьма схожими у родителей. Изучены связи затрат времени родителей на уход за детьми и их воспитание с принадлежностью родителей к отцам и матерям, их возрастом, уровнем образования, религиозной самоидентификацией и уровнем доходов в семьях родителей, а также с некоторыми ценностными ориентирами отцов и матерей. Анализ показал, что объективная картина использования работающими родителями время ресурса на занятия с детьми не согласуется с их субъективным мнением о том, что «занятия со своими детьми, их воспитание является самым главным в жизни обоих супругов». При этом большинство работающих отцов и матерей удовлетворены время затратами и на уход за детьми, и на их воспитание как время ресурсами. Характеристики обеспеченности отцов и матерей другими ресурсами не влияют на их удовлетворённость время затратами. Зафиксирована прямая связь между удовлетворённостью время затратами на воспитание детей и удовлетворённостью родителей жизнью в целом. Анализ нравственных ориентиров родителей, являющихся нравственной базой для процесса социализации несовершеннолетних детей в семье, показал, что более половины нравственных качеств, относящихся к добродетелям, являются нормой для подавляющего большинства отцов и в несколько меньшей степени - для матерей. Вместе с тем формируется тенденция размывания представлений родителей о качествах - добродетелях и антидобродетелях как о норме и отступлении от неё. Кроме того, формируется тенденция, при которой немалая часть родителей, судя по оценкам, не видит положительной жизненной перспективы для своих детей с точки зрения их социальной адаптации, если дети в жизни будут руководствоваться теми же добродетелями, что и сами родители. В первой части статьи анализировались состав, ресурсный потенциал и использование время ресурса родителей по уходу за детьми и их воспитанию. Во второй - нравственные ориентиры и результаты социальной адаптации работающих родителей. Нумерация разделов, таблиц и рисунков сплошная в обеих частях.
В первой части статьи представлены результаты изучения повседневной деятельности работающих родителей в сфере ухода за несовершеннолетними детьми и их воспитания. Были использованы данные мониторинговых исследований повседневной деятельности и бюджета времени городских жителей за период 1986-2020 гг. Рассмотрен состав семей с детьми и проанализированы ресурсные характеристики родителей, которые оказались весьма схожими у отцов и матерей. Изучены связи затрат времени родителей на уход за детьми и их воспитание с гендерной принадлежностью (отец/мать), возрастом, уровнем образования, религиозной самоидентификацией и уровнем доходов, а также с некоторыми ценностными ориентирами отцов и матерей. установлено, что объективная картина использования работающими родителями время ресурса на занятия с детьми не согласуется с их субъективным мнением о том, что «занятия со своими детьми, их воспитание является самым главным в жизни обоих супругов». При этом большинство работающих отцов и матерей удовлетворены время затратами и на уход за детьми, и на их воспитание как время ресурсами. Характеристики обеспеченности отцов и матерей другими ресурсами не влияют на их удовлетворённость время затратами. Зафиксирована прямая связь между удовлетворённостью время затратами на воспитание детей и удовлетворённостью родителей жизнью в целом. Анализ нравственных ориентиров родителей, являющихся нравственной базой для процесса социализации несовершеннолетних детей в семье, показал, что более половины качеств, относящихся к добродетелям, являются нормой для подавляющего большинства отцов и в несколько меньшей степени - для матерей. Вместе с тем формируется тенденция к размыванию представлений родителей о качествах-добродетелях и антидобродетелях как о норме и отступлении от неё. Кроме того, формируется тенденция, при которой немалая часть родителей, судя по оценкам, не видит положительной жизненной перспективы для своих детей с точки зрения их социальной адаптации, если дети будут руководствоваться теми же добродетелями, что и сами родители. В первой части статьи анализируются состав и ресурсный потенциал и использование время ресурса родителей по уходу за детьми и их воспитанию. Во второй - нравственные ориентиры и результаты социальной адаптации работающих родителей. Нумерация таблиц и рисунков сплошная в обеих частях.
Рост ожидаемой продолжительности жизни - глобальный тренд в сфере народонаселения. Цель статьи - в контексте парадигмы активного долголетия выявить изменения в компонентах ресурсного потенциала россиян, относящихся к разным реальным поколениям, но находящихся в одной возрастной фазе 50-69 лет. Первая когорта достигла возраста 50-69 лет в 1993 году, вторая - в 2021 году. Под ресурсным потенциалом в рамках исследования понимается набор значимых социально-экономических и личностных характеристик, необходимых для ведения активной социальной и повседневной жизни. В качестве методологической основы исследования берётся положение Э. Россета об удлинении периода зрелого возраста при росте ожидаемой продолжительности жизни. Положения теории социальной активности и социологического подхода к самодостаточности личности используются для выявления качественных изменений в социально-личностных характеристиках россиян, находящихся на переходной стадии жизненного пути от зрелости к старости. Исследовательская гипотеза о постепенных изменениях в семейных, профессиональных, коммуникативных и других характеристиках проверяется на основе сопоставления данных двух исследований: Руссет (RUSSET), 1-я волна, 1993 год; Национальное исследование старшего поколения по программе SHARE (население 50+), 2021 год. Сравниваются социальные характеристики и установки респондентов, находящихся в одной возрастной фазе (50-69 лет), но относящихся к разным возрастным когортам, различающимся на длину поколения. Главным результатом исследования стала дифференциация компонентов ресурсного потенциала старшего поколения на изменчивые и малоподвижные. Были выявлены тренды, отражающие качественные изменения ресурсного потенциала россиян старших поколений. Их нельзя однозначно охарактеризовать как позитивные или негативные. В контексте обозначенной проблемы самое значимое изменение связано с повышением уровня образования россиян старших поколений. Сдерживает ресурсный потенциал россиян старших поколений ригидность установок на пенсионный возраст и профессиональную занятость. В заключение делается вывод, что результаты, полученные в ходе исследования, могут служить дополнительной основой для практической реализации задач, связанных с мобилизацией человеческого ресурса россиян старших поколений.