Архив статей журнала
Категория фитопрепаратов представлена на отечественном фармацевтическом рынке в виде двух основных групп аптечного ассортимента – лекарственных растительных препаратов (ЛРП) и биологически активных добавок к пище (рБАД). Зачастую они имеют сходство в части состава, лекарственной формы, сферы применения. В связи с этим актуальным является изучение профессионального отношения к данным группам аптечных товаров фармацевтических специалистов, влияющих на спрос и выбор потребителей.
Цель – оценить уровень знаний, сложившиеся представления, различия в восприятии ЛРП и рБАД у фармацевтических специалистов, работающих в аптечной рознице.
Материал и методы. Опрос фармацевтических работников проведен по специально разработанной анкете с использованием электронного ресурса Google Forms. В исследовании приняли участие 162 специалиста (провизоры и фармацевты) со стажем работы в аптечной сфере не менее 1 года. Исследование проведено на базе аптечной сети «Аптека Эвалар», специализирующейся на реализации фитопрепаратов.
Результаты. Большинство опрошенных специалистов в качестве терапевтических направлений, в которых фитопрепараты имеют реальную клиническую ценность, отметили лечение урологических (54,0%) и неврологических (52,1%) заболеваний. Ведущая роль сотрудников первого стола в выборе продуктов потребителями отмечена 40,1% респондентов. Возможность замены ЛРП на рБАД в 38,0% случаев ими полностью отрицается, в 50,0% – допускается при желании самого пациента, в 12% – признается в любом случае. На различие в регуляторном статусе ЛРП и рБАД потребителям указывает в своей практике 59,3% специалистов. В большинстве своем они нуждаются в достоверной информации о клинических исследованиях по эффективности (73,6%), а также качестве и безопасности продуктов (52,1%).
Выводы. Результаты опроса показывают, что фармацевтические специалисты хорошо осведомлены о сфере применения, преимуществах и недостатках категории фитопрепаратов, видят различия в ЛРП и рБАД, однако в своей профессиональной деятельности в большей степени ориентируются на мнение потребителей.