Архив статей журнала
Современные организации тратят огромные средства на обучение и повышение квалификации своего персонала. В связи с этим вопросы эффективности этого обучения и удовлетворенности персонала его результатами занимают ключевое место при организации учебного процесса, выборе форм, методов и форматов обучения. В статье обозначены ключевые принципы, способствующие эффективности организации обучения, к которым отнесены обеспечение обратной связи в образовательном процессе; практическая отработка получаемых знаний, формируемых умений и навыков; возможность переноса результатов обучения в реальные рабочие условия и их востребованность в профессиональной деятельности; поддержание высокой учебной мотивации; анализ первоначального уровня компетентности персонала. Кратко раскрыты особенности тренинга как метода обучения, который обеспечивает быстрое усвоение учащимися учебной информации, формирование психологической готовности к профессиональной деятельности, возможность изменения моделей поведения и включает групповые дискуссии, мозговые штурмы, практические упражнения, игры, кейсы, подгрупповую работу, минимизируя теоретические блоки материала и уделяя основное внимание практической отработке навыков и умений в ходе моделирования специально заданных ситуаций. Описаны результаты проведенного исследования удовлетворенности специалистов предприятия обучением в рамках программы повышения квалификации «Управление персоналом», где часть занятий проводилась в традиционном лекционном формате, а часть - в тренинговом режиме. Результаты анкетирования участников обучения показали, что именно обучение в тренинговом режиме обеспечило качественную отработку ими практических навыков и умений, повысило учебную мотивацию, стремление к последующему развитию, готовность использовать приобретенные знания, сформированные умения и навыки, модели поведения и механизмы работы в трудовой деятельности и как следствие - во многом обеспечило эффективность обучения и удовлетворенность им. Анализ результатов проведенного исследования позволил сделать вывод о высокой удовлетворенности специалистов предприятия тренинговым форматом обучения и конкурентности тренингового режима обучения перед другими учебными методами.