Архив статей журнала

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СЕЛЬСКОГО УЧИТЕЛЯ (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Раева Мария Сериковна

Публикация посвящена вопросу формирования проектной компетентности сельского учителя. В настоящее время в образовании ведется поиск новых форм и методов повышения компетентности учителя. На первый план выходит проблема формирования личности учителя как субъекта профессиональной деятельности, как специалиста, способного принимать решения в ситуациях неопределенности. Одним из мощных факторов проявления и развития субъектности учителя является его вовлеченность в процессы педагогического проектирования, которые не только создают инновационные образовательные продукты, но и, прежде всего, создают предпосылки для развития субъектной позиции учителя. Сегодня актуален вопрос формирования проектной компетентности учителя, поскольку перед педагогической наукой стоит задача поиска теоретических основ, психолого-педагогических и организационных условий, систем образования и технологий формирования проектной компетентности сельских учителей. Для сельских учителей, работающих в общеобразовательных школах, решение этой проблемы предполагает работу над профессиональным самосовершенствованием, осмысление и усвоение передового педагогического опыта, повышение квалификации и переподготовку в системе учреждений дополнительного образования. Между тем анализ литературы показал, что в этой области мало исследований, результаты которых могли бы стать подспорьем в решении необходимых задач. Отмечается очевидный недостаток глубоких теоретических разработок, который, на наш взгляд, не позволяет оценить эффективность разработок, связанных с развитием педагогического проектирования в рамках профессиональной педагогической деятельности сельских учителей, и определяет непрерывность подготовки сельских учителей в системе непрерывного педагогического образования. Актуальность темы исследования очевидна, поскольку специфика профессиональной деятельности сельского учителя определяет особенности организации его проектной деятельности. В данной статье описаны формы работы с сельскими учителями и представлены результаты исследования по формированию проектной компетентности сельского учителя, которые могут быть использованы учителями, методистами и преподавателями вузов при подготовке будущих специалистов в области образования.

Сохранить в закладках
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ИРО С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ВУЗОМ КАК ИНТЕРСУБЪЕКТНЫЙ РЕСУРС ПРИ СОПРОВОЖДЕНИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Серафимович Ирина Владимировна, Страхова Наталья Вячеславовна, Никитина Юлия Сергеевна

Публикация посвящена анализу коллаборации регионального института развития образования и педагогического вуза в рамках сопровождения психолого-педагогических классов. Особое внимание уделяется интерсубъектности формирующегося при таком сотрудничестве ресурса, обеспечивающего необходимые условиях не только для создания классов психолого-педагогической направленности, но и для целостного сопровождения участников образовательных отношений. Сопровождение психолого-педагогических классов рассматривается как открытая и сложная система. В качестве методологической основы используется концепция системогенеза деятельности, при этом информационная основа для совместной деятельности эксплицируется через функциональные роли субъектов единой федеральной системы научно-методического сопровождения. В статье описываются роли субъектов в рамках взаимодействия и делается акцент на информационном и методическом, психолого-педагогическом, административно-управленческом сопровождении взрослых участников образовательных отношений. В процессе исследования заостряется внимание на изучении образовательного пространства непрерывной подготовки педагогических кадров, в том числе и для педагогических классов, показывается обеспечение преемственности различных этапов подготовки и профессионализации будущих педагогов, сопровождение администрации и учителей школ с профильными психолого-педагогическими классами. Раскрывается задача интегрирования в единую систему разнонаправленных форматов взаимодействия института развития образования с ключевым партнёром по сопровождению деятельности педагогических классов - педагогическим вузом. Также в статье анализируются функции, реализуемые ИРО в отношении сопровождения педагогов и руководящих работников школ с классами психолого-педагогической направленности. Детализированы три структурных компонента субсистемы взаимодействия регионального ИРО с педагогическим вузом при сопровождении психолого-педагогических классов. Результат взаимодействия школы с ИРО и педагогическим вузом рассматривается как индивидуальный маршрут интерсубъектного взаимодействия школы, обобщается накопленный общеобразовательными организациями опыт подобных маршрутов и его диссеминация. Сформулированы выводы о том, что субъекты единой федеральной системы научно-методического сопровождения, функции ИРО, направленные на консолидацию усилий и дополнение деятельности педагогического вуза, условия сотрудничества, определяющие тактические и стратегические ориентиры командной работы образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования являются структурными компонентами субсистемы взаимодействия регионального ИРО с педагогическим вузом при сопровождении психолого-педагогических классов.

Сохранить в закладках