Архив статей журнала
Данная статья посвящена исследованию проблемы преодоления перцептивного конфликта в процессе развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Акцент делается на значимости развития произвольного внимания для успешного школьного обучения детей с особенностями в развитии. В статье рассматривается понятие перцептивного конфликта и его влияние на развитие произвольного внимания у детей с задержкой в психическом развитии. Перцептивный конфликт рассматривается как противоречие между необходимостью сосредоточить внимание на монхромных, серых предметах, важных для деятельности, и ярким, цветным фоном, который отвлекает ребенка. Была разработана диагностическая методика, в которой использовались бланки, на которых воспроизводился перцептивный конфликт между монохромными, серыми предметами, которые по инструкции должен искать ребенок и ярким, цветным фоном, который привлекал непосредственное внимание. Исследование было проведено на двух группах дошкольников, по 12 человек каждая. Одна из групп состояла из детей с нормальным развитием, другая - из детей с задержкой психофизического развития. Полученные результаты подтвердили гипотезу о том, что перцептивный конфликт значительно ухудшает работу детей с задержкой психофизического развития и практически не повлияет на детей с нормальным развитием. Коррекционная работа с обучением ребенка преодолевать перцептивный конфликт значительно улучшила показатели произвольного внимания у детей с задержкой психофизического развития. Отсюда делается вывод, что развитие произвольного внимания у детей с задержкой психофизического развития предполагает выполнение заданий, в которых ребенок должен учиться преодолевать перцептивный конфликт. Это позволит ему лучше управлять собой и регулировать свою перцептивную, мнемическую и мыслительную деятельность.