Архив статей журнала
В данной статье рассматриваются вопросы гендерного подхода к формированию эстетических эталонов у детей с задержкой психического развития. В работе дается определение понятия «эстетический эталон» в отношении использования игрушки как дидактического средства в процессе формирования чувства принадлежности ребенка к женскому или мужскому полу, формирования на основе эстетических эталонов моделей поведения уже на ранней стадии развития, в дошкольном возрасте. Отмечается важность формирования эстетических эталонов у дошкольников с задержкой психического развития для развития всесторонне развитой личности. Особое внимание уделяется анализу современной игрушки как главного атрибута развития любого дошкольника, а также ее влияние на формирование гендерной идентичности и эстетических эталонов. Проведен анализ современных игрушек, которые были разделены по внешнему виду на 3 категории: гендерные различия размыты и четко не прослеживаются; гендерные отличия четко разделимы; гендерные различия противоречивы. Анализ показал размытость эстетических эталонов, заложенных в игрушках, и поставил задачу дальнейшего изучения данной проблемы. Вторым этапом нашего исследования стал опрос девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. В опросе приняли участие 10 мальчиков и 10 девочек 6-7 лет. В ходе опроса были получены следующие результаты: 30 % девочек играют в традиционные игры для мальчиков (машинки, роботы), 40 % мальчиков играют в куклы и тематические игры для девочек. Статья является актуальной для специалистов, работающих с детьми с ЗПР и занимающихся разработкой индивидуальных образовательных программ, а также для родителей, имеющих детей с задержкой психического развития.