Архив статей журнала
В статье исследованы нравственные категории — справедливость, гуманизм, равенство, совесть, составляющие ценностную основу международной концепции защиты прав и свобод человека и гражданина. Изучены концептуальные подходы зарубежных и отечественных авторов, исследовавших категорию прав и свобод человека как правовой феномен, ее обусловленность нравственными критериями и место в системе ценностной иерархии современного мироустройства в условиях кризиса западной системы правозащиты.
Статья посвящена роли и значению института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. В ней рассмотрены функции и задачи данного института, его вклад в защиту и продвижение прав человека на федеральном и региональном уровнях. Особое внимание уделяется деятельности и достижениям действующего Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Татьяны Николаевны Москальковой, а также ее научному и практическому вкладу в развитие правозащитной деятельности в стране и международному сотрудничеству в этой области.
Статья посвящена истории развития института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, ключевым аспектам и результатам деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
В статье рассматривается проблематика защиты прав и свобод человека и гражданина в контексте формирования многополярного миропорядка, сопровождающегося фундаментальными геополитическими, социокультурными и нормативно-правовыми трансформациями. Кризис традиционных международно-правовых правозащитных механизмов, ослабление воздействия наднациональных регуляторов, политизация прежних правозащитных институтов детерминируют необходимость модернизации правозащитной архитектуры, формирования инновационной эффективной системы защиты прав и свобод человека и гражданина.
Исследование аксиологического, институционального и функционального аспектов трансформации механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина дается через призму категории справедливости, поскольку позволяет выявить фундаментальные закономерности. Основной акцент делается на анализе взаимодействия правозащитных институтов в условиях формирующегося многополярного мира, определении векторов модернизации нормативно-правового обеспечения прав человека.
Для цитирования: Шпаковский Ю. Г. Сокровищница народной мудрости. Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2025;1(3):259-262.
Данная статья посвящена одному из самых сложных и малоизученных аспектов международного частного права, особой группе норм, не подчиняющихся общим принципам и правилам выбора применимого права и выступающих в качестве одновременно «защитного» и «блокирующего» механизма в отношении влияния компетентного правопорядка — оговорке о публичном порядке. Особый интерес данная статья представляет в связи с попыткой автора представить качественно новый взгляд на роль и сущность данного механизма. Изучение особенностей применения оговорки о публичном порядке в рамках настоящего исследования имеет целью в первую очередь изложение действительной картины становления указанного явления не исключительно как механизма позитивного права, а как отклика на потребности общества и государства в защите незыблемых основ жизни и совместной деятельности той или иной национальной общности. Кроме того, автор убежден, что в своем историческом развитии публичный порядок преодолел несколько трансформаций. Тенденция по расширению поля частноправовых отношений, на которые значительное влияние оказывает оговорка о публичном порядке, выход данного механизма за пределы исключительных договорных правоотношений позволяют утверждать о возможных трансформации и преломлении традиционного частноправового института под влиянием конкретной сферы правоотношений. В качестве примера автор обращается к сфере трансграничной несостоятельности.
Необходимость активизации усилий стран БРИКС в области электронной торговли обусловила необходимость разработки и имплементации механизма признания иностранных электронных подписей странами — участницами БРИКС. Анализ норм национального права отдельных стран БРИКС позволил прийти к выводу об отсутствии единых стандартов технической совместимости сертификатов подписи. Автором предлагается два способа решения проблемы взаимного признания иностранных сертификатов электронной подписи между членами объединения. В статье обосновывается вывод о том, что принятие международного договора, предусматривающего взаимное признание иностранных электронных подписей, является затруднительным, потенциально приведет к противоречию норм международного и национального права стран БРИКС. В связи с этим предполагается необходимость создания единой платформы при взаимодействии государственных и частных структур, которая предусмотрит общие для членов объединения требования в части надежности и безопасности электронной подписи, процедуру проверки действительности иностранного сертификата ключа подписи и сотрудничество с ведущими удостоверяющими центрами.
Данная статья посвящена вопросу выбора наиболее приемлемого способа определения применимого права к арбитражному соглашению. Статья видится актуальной, поскольку автором осуществлен анализ основных положительных и отрицательных сторон имеющихся на практике подходов к выбору применимого права к арбитражному соглашению, а также представлено предложение о применении нового подхода к его определению, который позволит сгладить проблемные аспекты и обеспечить баланс между выбором составом арбитража компетентного правопорядка к арбитражному соглашению и автономией воли сторон. Статья будет полезна как для практикующих специалистов, поскольку содержит анализ последних актуальных разработок в части регулирования данного вопроса на международном и национальном уровнях, а также апробации в судебной и арбитражной практиках, так и для научного сообщества, поскольку транслирует авторскую оценку существующей ситуации с учетом современных вызовов и тенденций развития.
В статье предпринимается попытка определить наиболее оптимальный механизм разрешения споров в сфере электронной коммерции в рамках БРИКС. На основании проведенного анализа подчеркивается, что рассмотрение данной категории споров более успешно осуществляется посредством способов онлайн-разрешения споров, самым перспективным из которых на сегодняшний день является онлайн-арбитраж. В связи с этим в статье предлагается разработать в рамках БРИКС единую процедуру рассмотрения споров в онлайн-арбитраже. В условиях, когда процесс формирования онлайн-арбитража не окончен, а в странах — членах БРИКС отсутствует полноценное правовое регулирование данного механизма, предлагается постепенное формирование основ процесса разрешения споров в онлайн-арбитраже за счет средств унификации, с последующей их детализацией с использованием более гибких средств гармонизации.
В статье рассматривается правотворчество как социальная система, которая окончательно сложилась в ведущих правопорядках в ХХ в. Становление системы правотворчества условно можно разделить на три этапа. Первый этап связан с возникновением естественного права, в его основу легли идеи философов и юристов Античной Греции и Древнего Рима. Течение второго этапа, начавшегося в ХVII—ХVIII вв., определили идеи философии рационализма, теории естественных и неотчуждаемых прав человека, общественного договора, доктрины гражданского общества и правового государства, исторической школы права. Третий — современный этап правотворчества — связан с обогащением его теории взглядами мягкого или умеренного позитивизма, демократическими идеями народного правообразования, формированием системного правотворческого механизма.
Анализируется развитие правотворческой доктрины в России, показаны ее специфика и отличие от западной традиции — связь с обычным правом и религиозным законом, развитие советской юридической наукой теории правотворчества, обогащение практики правотворчества новыми юридическими формами. В статье представлены классические и современные взгляды на правотворчество, в том числе на применение современных технологий в правообразовании.
В статье рассматривается вопрос о необходимости криминализации и систематизации военных преступлений, необходимости совершенствования раздела XII Особенной части Уголовного кодекса РФ «Преступления против мира и безопасности человечества». Эффективность борьбы с преступлениями против мира и безопасности человечества, военными преступлениями, не может быть обеспечена только за счет установления ответственности на межгосударственном уровне. Криминализация военных преступлений на национальном уровне является важным элементом эффективной борьбы с этими правонарушениями. В условиях сложившейся на сегодняшний день военно-политической обстановки возникла необходимость совершенствования раздела XII Особенной части УК РФ и дополнения его главой «Военные преступления». В данную главу необходимо включить ряд составов преступлений с учетом обстановки, в которой они совершаются — обстановки вооруженного конфликта.
Автор критически оценивает толкование Конституционным Судом РФ ст. 15 УК РФ («Категории преступлений») применительно к неоконченным преступлениям. Формулировки закона о том, что категории преступления определяются по максимальному наказанию, предусмотренному за совершенное деяние настоящим Кодексом, Конституционный Суд РФ в своих отказных определениях по жалобам граждан без какого-либо обоснования заменил на «максимальное наказание, предусмотренное санкцией соответствующей статьи Особенной части Кодекса». А по поводу положений ст. 66 УК РФ о снижении максимальных наказаний за любые неоконченные преступления относительно максимальных наказаний соответствующих статьей Особенной части Кодекса за оконченные преступления Конституционный Суд РФ указал, что они не подлежат применению при определении категории преступления. Автор полагает, что определять категорию неоконченного преступления следует, исходя из максимального срока (размера) наказания, предусмотренного санкцией статьи Особенной части УК, с применением коэффициентов, установленных ч. 2 или 3 ст. 66 УК РФ.