Архив статей журнала
Считается, что студенты, занимающиеся правоохранительной деятельностью, в большей склонны к догматической методологии, нежели студенты на гражданско-правовых специальностях. Это объясняют тем, что карьера в правоохранительных органах привлекает людей, являющихся авторитарными или догматичными. Статья направлена на то, чтобы поставить под сомнение роль уголовного правосудия и уголовного права в структурировании догматизма как доминирующей структуры мышления правоохранителей. Не только карательное правосудие и криминология обусловлены догматическим мышлением. Даже естественное право вынуждено конструировать нормативную систему, что является единственным средством консолидации как карательной логики, так и юснатурализма. Вдобавок следует отметить, что в условиях императивов управляемости общества, догматизм востребован в пенитенциарном поле, а также в более широком юридическом поле. Гражданские суды, административное право, налоговое право, военное право - все эти подсистемы зависят от консенсусного догматизма чтобы быть эффективными, ибо право в своей антропологической феноменологии сделано людьми. Существует что-то деонтически важное в участии науки в праве. Это то, что наша наука и технологии встроены в механизм инноваций индустриального общества, в то время как право остается одним из архаичных инструментов, родившемся в клиодинамике мифа, морали и религии. Догматизм выступает эпистемической перспективой, с помощью которой право представляется в максимально чистом виде, раскрывается его возможность выражать деонтическую истину. Герменевтический подход к праву без учета базовой деонтологии - это работа с конкретными случаями, а не с тем, что есть суть права.
В статье с точки зрения марксистко-ленинской идеологии исследуются положения первой Конституции СССР, утвержденной в окончательной редакции 31 января 1924 г. Автор делает вывод, что основной закон сумел найти необходимый баланс между централизацией, республиканской автономией, а также принципами социалистического федерализма. Многие положения документа можно именовать идеологическими. С одной же стороны, законодатель первых советских лет обвиняет лагерь капиталистических стран в национальной вражде или колониальном рабстве, шовинизме или империалистических зверствах. С другой стороны, на интернациональную по свой классовой природе советскую власть предполагалось возложить высокую миссию сплочения братских народов и восстановления народного хозяйства силами единой социалистической семьи под знаменем пролетарской диктатуры. Государство ставило своей целью объединить трудящихся различных политических и экономических систем всего земного шара под эгидой мировых социалистических Советов. Многочисленные же научные публикации видных большевиков по проблематике национального вопроса, основанные на фундаментальных трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, К. Каутского, выступили теоретическим базисом декларативных положений первой Конституции СССР. Опираясь на протокольные документы ЦК РКП(б), автор отмечает немалую роль личного администраторского увлечения И. В. Сталина в развитии историко-правовых событий. Тем не менее генеральный секретарь партии не смел пойти против принципов демократического централизма или интернационала, поддержанных В. И. Лениным. Развитию терминологии нации и преимуществам различных путей добровольного объединения народов, сравнению моделей культурно-национальной или областной автономизаций в работах большевиков отведена довольно большая роль.
В статье рассматривается современное состояние теории о государстве-цивилизации - новой как для отечественной, так и для зарубежной историко-политической науки концепции формы государства, в основе которого лежит не только и не столько юридическое признание его конституционно-правового статуса, сколько культурная идентичность его сообщества-учредителя. Автором анализируются актуальные представления отечественных ученых об основных признаках государства-цивилизации, приводится сравнение их с традиционным для науки понятием «национальное государство». С помощью методологии исторического и культурологического анализа рассматриваются этапы становления российской государственности. Постулируется, что государство как система политических институтов и практик управления является одним из элементов цивилизации. Специфика системы государственной власти и практик управления является результатом осознанной человеческой деятельности на определенном этапе развития общества наравне с иными достижениями социальной и духовной культуры. Делается вывод об изменчивости формы и содержания государства в его политическом и правовом значении, что препятствует противопоставлению концепцию государства-цивилизации национальному государству, несмотря на существующие взгляды ряда ученых на этот счет. Однако автором отмечается неизменность таких явлений цивилизации, как пространство, народ и культура, обычаи и традиции, уклады и ценности, что позволяет утверждать о том, что понятие «государство-цивилизация» сто́ит рассматривать применительно к изучению права и политики в его культурологическом значении.
В статье рассматривается теория федерализма в политическом, административном и территориальном устройстве страны. Распад Советского Союза в начале 1990-х гг. повлиял на включение принципа национального единства в Конституцию РФ. Авторами прослеживается динамика разделения полномочий между центральными и местными властями в России. В работе указывается на важность гармонизации интересов федерального центра и регионов, равноправного участия всех субъектов Федерации в государственном строительстве как залога единства России. Выстраивание грамотного баланса в распределении полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации позволяет смягчить возникающие противоречия, что свидетельствует о стремлении обеспечить баланс интересов между центральным правительством и регионами. Национальные власти работают над повышением финансовой автономии регионов, предоставляя им право осуществлять контроль над своими средствами. Такой подход, учитывая различия в ментальности, культуре, потребностях регионов, позволяет гибко подходить к управлению различными субъектами Федерации. Повышенное внимание к региональной специфике есть вектор политики современной российской верховной власти. Стремление к разумному равновесию между центральной властью и регионами отражает историческую эволюцию государственного устройства России в сторону подлинного федерализма.
На сегодняшний день остро встала перспектива реформы как государственного, так и негосударственного контроля. Для решения этой проблемы требуется применение комплексного подхода. Сюда необходимо включить совершенствование форм и методов контрольно-надзорной деятельности, анализа способов повышения их эффективности. Для обеспечения стабильности и развития в обществе государству необходимо проводить контрольные мероприятия, с применением контрольных функций. Эти функции включают в себя охват таких сфер как, экономические, социальные и политические.
В статье анализируются меры, направленные на поддержку и укрепление семьи, обсуждаемые в процессе разработки Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 г., а также особенности их дальнейшей реализации на практике. Отмечается, что серьезные изменения в социально-экономическом и политическом развитии страны, вызванные послевоенными изменениями привычного уклада жизни, предопределили потребность в последовательной и гибкой политике со стороны государства по отношению к семейному благополучию. На протяжении периода времени с 1940-х по 1960-е гг. длилась разработка нового брачно-семейного кодекса. В течение этого времени образовывались различные правительственные комиссии, рабочие группы, рассматривалось несколько вариантов редакций законопроекта. Материалы обсуждения проектов показывают, что законодатели руководствовались прежде всего идеей вовлечения отцов в семьи, а также обеспечения интересов детей и семьи. Так, отныне допускались ранние браки, существенно расширились возможности установления отцовства в судебном и добровольном порядке. Непопулярность реализации данных мер на практике объяснялось неосведомленностью населения о них. Для устранения данной проблемы была проделана существенная работа по изучению нового законодательства, разъяснению его населению и претворению в жизнь. Однако в дальнейшем по-прежнему отмечался рост числа разводов, увеличение злостных неплательщиков алиментов. Анализ практики применения нововведений позволил выявить другие проблемы реализации данных положений. Первопричина, по которой наблюдался «завал» дел о взыскании алиментов и увеличение числа злостных неплательщиков крылась в том, что на протяжении долгого периода времени отсутствовала социальная концепция отцовства. Еще не сформировался опыт выстраивания отношений с отцом, не как с «содержателем», а как с родителем, чьи отношения ценны вне зависимости от регистрации брака и материальной поддержки.
В статье проанализированы первые шаги женщин-юристов к допуску их в российскую адвокатуру. В рассматриваемый период можно было наблюдать различные мнения как по вопросу допустимости участия женщин в качестве адвокатов, так и по вопросу распространения на них норм действовавшего законодательства. В этой связи особую ценность представляет анализ судебных разбирательств, ставших примерами участия девушек в качестве защитников по обвинительному приговору, а также судебные процессы, решения по которым выносились в пользу подзащитных, во многом благодаря профессионализму женщин-адвокатов. Большую роль играют случаи принятия в профессиональное сообщество девушек на какую-либо должность или обоснованный отказ в получении такого права с нормативным обоснованием. Особое внимание уделено преодолению законодательных и социальных барьеров, препятствовавших достижению гендерного равенства в юридическом сообществе. Выявляются главные противоречия между женщинами-юристами и должностными лицами, в частности прокурорами, возражавшими против допуска женщин к участию в суде. Однако автором обращено внимание и на ситуации одобрения действий женщин по защите прав других лиц в гражданских или уголовных процессах со стороны органов правосудия. Достаточно значимым аспектом представляется исследование общественного мнения по поводу судебных разбирательств с участием женщин в качестве защитниц. Автор приходит к выводу о том, что несмотря на рассмотренные сложности именно непрерывная борьба женщин за свои права стала первостепенным фактором последующего закрепления равных для мужчин и женщин возможностей быть адвокатами.
В статье представлен историко-правовой анализ особенностей первой советской Конституции, принятой II Съездом Советов СССР 21 января 1924 г. Конституция 1924 г. рассматривается как основополагающий правовой документ нового социалистического государства. Первая Конституция СССР станет политико-правовым базисом для институционализации советских органов государственной власти. В статье анализируются главы Конституции СССР, которые регулировали деятельность главных политических институтов законодательной, исполнительной и судебной власти СССР. Особенное внимание уделяется описанию компетенций съезда Советов СССР, ЦИК СССР, СНК СССР и Верховного суда СССР. После проведения историко-правового анализа демонстрируется несоответствие политических практик положениям Конституции 1924 г. о подотчетности исполнительных органов власти институтам законодательной власти. Делается акцент на том, что ВКП(б) имела существенную роль в государственном управлении, но не была упомянута в Конституции 1924 г. Отмечается, что, несмотря на особенности реализации конституционных норм на практике, признается значимость Конституции 1924 г. в области закрепления компетенций за ветвями власти СССР. Первая советская Конституция разграничила сферы ве́дения исполнительной, законодательной и судебной властей. Разграничение компетенций ЦИК СССР, СНК СССР и Верховного Суда СССР было декларировано в Конституции 1924 г., несмотря на то, что ее разработчики были противниками политико-правовой теории разделения властей. В заключение статьи о Конституции 1924 г. делается вывод о том, что принятие первой советской Конституции поспособствует закреплению компетенций за органами государственной власти и ускорит процесс международного признания СССР.
Автором анализируется проблема многоаспектного понятия отечественного суверенитета, соотношения общеобязательной государственной идеологии и национальной идеи. Для изучения поставленного вопроса с разных сторон применяются важнейшие положения теории государства и права, а также методология историко-правового анализа. Представляется, что суверенитет есть неотъемлемый признак любой державы, прошедшей весь хронологический путь от понимания собственной идентичности до этнического самосознания. С одной стороны, это верховенство государственной власти на неделимых территориях многонациональной федерации. С другой стороны, независимость и неотчуждаемость суверенитета составляют его внешнюю сторону, которая видится в отношениях государства с мировыми сообществами. Передоверяя свою автономию другому, держава рискует потерять свободу. Тем не менее следует помнить, что сущности суверенитета и неограниченной государственной власти сильно отличаются, ибо последняя в демократическом обществе должна основываться на праве и быть им ограничена. Данная мысль прямо сочетается с основой конституционализма, решающего проблему сосуществования морально-нравственных аспектов норм справедливости и власти законодательства. Многовековая история Российской Федерации как цивилизации с обширным материальным и духовным наследием, признающей идеологическое многообразие, доказывает первичность народного суверенитета по отношению к государственному. Отечественная хроника ярко демонстрирует, что в российской действительности и тотальная идеологизация, и отсутствие народных ценностей оказываются нежизнеспособны. Евразийская парадигма нашей державы, подобно маятнику, пребывающей на схождении пути Европы и Азии, заставляет реагировать на идеологические тенденции Запада и вбирать правовые идеалы Востока. Извечные споры, противостояния и рождение мифа обязуют суверена, не отрекаясь от реальности, наравне с народом хранить целостность русской идеи, присутствующей в отечественном самосознании.
В статье представлено авторское ви́дение правоприменения дефиниции «культурный суверенитет» в целях противодействия социокультурным угрозам национальной безопасности России и характеристика некоторых его свойств. Обеспечение культурного суверенитета рассматривается в качестве ключевой составляющей согласованных действий в сфере стратегического планирования органов публичной власти и институтов гражданского общества по охране суверенитета государства, достижения стратегических целей управления, защиты основ конституционного строя России, аксиологического фундамента государственности и исторически сложившейся конституционной идентичности. Свойства культурного суверенитета раскрываются, по мнению автора, в измеримых с точки зрения стратегического управления результатах государственной политики, требующих реализации комплекса управленческих мер и мероприятий. Свойство культурного суверенитета «защищенность народа и государства от деструктивного идеологического и информационного воздействия» должно выражаться в измеримых результатах скоординированных действий всех структур государства по пресечению деструктивного воздействия на культуру при активном участии в этом процессе гражданского общества. Свойство культурного суверенитета «сохранение исторической памяти и самобытности народа» требует выражения в измеримых с точки зрения стратегического управления результатах государственной политики, в числе которых - снижение количества и активности транснациональных «сообществ идентичности» в стране, не комплементарных с общероссийской гражданской и культурной идентичностью. Свойство культурного суверенитета «проведение общегосударственной политики в соответствии с традиционными российскими ценностями» должно найти свое выражение в конкретных результатах укрепления действующих исторически сложившихся институтов публичной власти с точки зрения их модернизации для достижения стратегических целей обеспечения национальной безопасности и развития на основе конституционного принципа солидарности, формирующей гражданское единство и самосознание. Качество культурного суверенитета России определяется, таким образом, поддержанием духовных сил государства и народа, основных публичных институтов на уровне, необходимом для формирования суверенной политической воли и достижения целей стратегического управления.
Статья посвящена проблеме международного сотрудничества между Советским Союзом и Японией в 1920-е гг. Автор использует метод историко-правового анализа в изучении конвенции об основных принципах взаимоотношений между СССР и Японией, которая была принята в 1925 г. Конвенция явилась одним из первых значимых исторических памятников XX в. в рамках развития российской дальневосточной политической программы. Автор рассматривает документ с исторической и правовой точки зрения с целью раскрыть его юридическую составляющую и углубить понимание его дипломатического значения и влияния на развитие международных отношений первой половины XX в. В статье представлен исторический материал о ключевых причинах и условиях, которые привели к подписанию конвенции. Особое внимание уделяется анализу ее содержания, ее основных принципов сотрудничества, которые заложили основы для регулирования отношений между Советским Союзом и Японией, а также изучению последствий, которые она имела для обеих стран, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. В ходе исследования представляется авторская позиция о противоречивом характере конвенции от 1925 г., заключающемся в реализации сторонами своих внешнеполитических задач путем неравномерных уступок, в частности, для СССР. Подчеркивается вклад конвенции в формирование политических и экономических отношений Японии и СССР в последующие годы.
Статья содержит правовой анализ демографических процессов в России в ретроспективном аспекте в дореволюционный период. Решение демографических проблем в Российской Федерации на современном этапе представляется возможным только при учете историко-правового опыта государственно-правового регулирования общественных отношений в демографической сфере, в том числе в Российской империи, при учете положительных историко-правовых традиций. Следует учитывать, что демографические процессы оказывают влияние на возможность принятия и реализацию управленческих решений на национальном и региональном уровнях, а государственная правовая демографическая политика является составной частью правовой политики государства в целом. В данной статье исследуются этапы становления демографической политики в Российской империи, ее место и роль, цели. Дается определение демографических процессов, демографической политики, ее современное представление в нормах права. Соотношение социальной политики и демографической политики государства. Определяется значимость и важность развития и поддержки со стороны государства демографической политики в частности и социальной политики в целом. Проанализирован ряд законов Российской империи с XVIII по XX вв., выявлены особенности демографической и социальной политики. Учтены статистические данные переписи населения 1897 г., ставшей первой всеобщей переписью населения, определяющей количественный и качественный состав населения Российской империи. Исследуются основные реформы в сфере трудовых отношений, здравоохранения, пенсионной сфере.
- 1
- 2