Архив статей журнала

Психологические предпосылки просоциальной активности современной молодежи (2024)
Выпуск: № 4 (117), Том 28 (2024)
Авторы: Фонина Вера Владимировна

Обеспечение социального благополучия человека – одна из главных задач любого государства, в результате чего просоциальное поведение становится социально одобряемым и поддерживаемым государством. В этом контексте актуально изучение факторов, определяющих склонность личности к таким формам поведения. Несмотря на неослабевающий интерес к проблеме детерминант поведения личности, результаты исследований неоднозначны и противоречивы: большая часть основана на сравнительном анализе, что не позволяет решать задачи предположения успешности и склонности к социально-ориентированным формам поведения. Цель исследования – выявление психологических предпосылок склонности современной студенческой молодежи к просоциальной активности.

Материалы и методы. Статья базируется на эмпирическом исследовании, в котором приняли участие 102 студента Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. Для изучения уровня включенности молодежи в просоциальную активность разработан и использован авторский опросник «Шкала просоциальной активности молодежи». Анализ психологических предпосылок личности к просоциальной активности проходил с помощью диагностики свойств организмического, формально-динамического уровня организации индивида (темперамент) и свойств личностного уровня организации индивида (направленность личности и ее ориентация). В исследовании применялся комплекс методов математического анализа данных, включающий сравнительный и факторный анализ, а также множественный регрессионный анализ для построения модели просоциально активной личности.

Результаты исследования. Авторы доказали, что психологическими предпосылками просоциальной активности личности являются свойства базового, формально-динамического уровня организации индивидуальности (высокая эргичность и пластичность), а также свойство личностного уровня – ориентация личности на альтруизм. Значимым итогом проведенного исследования становится разработка опросника «Шкала просоциальной активности молодежи».

Обсуждение и заключение. Результаты исследования вносят вклад в развитие представлений о психологических предпосылках склонности личности к просоциальному поведению. Материалы статьи могут быть использованы в прикладных разработках по формированию просоцальной активности современной молодежи при организации психолого-педагогического сопровождения воспитательной работы в студенческой среде.

Сохранить в закладках
Психологический анализ педагогических компетенций в структуре профессиональной подготовки учителя (2024)
Выпуск: № 4 (117), Том 28 (2024)
Авторы: Мазилов Владимир Александрович, Слепко ЮрийНиколаевич

Непрерывное обновление стандартов педагогического образования связано с изменением представлений о результатах подготовки будущего учителя. Использование с этой целью компетентностного подхода сопровождается структурированием планируемых результатов по основанию общих и специальных компетенций, что формально соответствует реальной структуре педагогической деятельности. Цель исследования – определение психологически обоснованной структуры педагогических компетенций, со- относимой с предметным и психологическим уровнем анализа деятельности учителя.

Материалы и методы. Анализ истории и современного состояния проблемы педагогических компетенций осуществлялся путем изучения исследований структуры педагогических способностей, психологической структуры деятельности учителя. Обоснование востребованности компетентностного подхода в подготовке педагога проводилось в ходе сравнительного анализа успеваемости по предметам и оценок сформированности компетентностей студентов направления «Педагогическое образование». Объем выборки составил 567 чел. Статистическая обработка данных производилась методами первичной описательной статистики, сравнения и корреляционного анализа.

Результаты исследования. Классификации педагогических способностей носят аналитический характер, отражают отдельные стороны педагогического труда, не фиксируют реальную структуру деятельности учителя. Для современной классификации результатов профессиональной подготовки педагога использованы формальные основания выделения общих и специальных компетенций. Актуальность компетентностного подхода аргументируется структурой педагогического труда, основанной на преставлениях о психологической функциональной системе деятельности В. Д. Шадрикова. Преимущества компетентностной структуры образования над предметной подтверждаются рядом эмпирических фактов: нечувствительностью предметной успеваемости к изменениям в профессиональной подготовке, статистической значимостью различий в сформированности компетентностей на разных курсах, слабой корреляцией между показателями академической успеваемости и сформированности компетентностей.

Обсуждение и заключение. Результаты исследования открывают возможности для преодоления противоречий между компетентностной структурой профессиональной подготовки будущего педагога и психологической структурой педагогической деятельности учителя. Описанная структура педагогических компетенций позволяет определить направления экспериментальных и эмпирических исследований психолого-педагогических механизмов и закономерностей развития педагогической компетентности на этапе профессионального образования.

Сохранить в закладках
Взаимосвязь самооценки (самоуважения) и ценностных ориентаций российских студентов (2024)
Выпуск: № 4 (117), Том 28 (2024)
Авторы: РЕАН АРТУР АЛЕКСАНДРОВИЧ, Егорова Анна Викторовна, Коновалов Иван Александрович, Кузьмин Роман Геннадьевич, Шевченко Андрей Олегович, Ставцев Алексей Андреевич, Реан Кристина Артуровна

Благополучие студенческой молодежи находится в фокусе задач государственных программ образовательной и молодежной политики. Международная социально-политическая ситуация ставит задачи актуализации и формирования ценностных ориентаций молодого поколения. В современной психолого-педагогической науке проблеме благополучия, его коррелятов и рисков посвящено значительное число исследований, однако тема соотношения самооценки как компонента психологического благополучия и ценностных ориентаций рассмотрена недостаточно. Цель исследования – изучение ценностей современных российских студентов в контексте специфики самооценки.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 2 315 студентов вузов из 10 городов Российской Федерации. Анализ самооценки проводился с помощью Шкалы самоуважения (самооценки) Розенберга в адаптации А. А. Золотаревой, для изучения аксиологических ориентаций студентов применялся ценностный опросник Шварца (PVQ-R2). Взаимосвязи между самооценкой и ценностными ориентациями среди учащихся определялись с помощью корреляционного анализа по методу Спирмена. С целью выявления различий между группами с низким и высоким уровнем самоуважения (самооценки) использовались t-критерий Стьюдента (для независимых выборок) и U-критерий Манна – Уитни (для проверки согласованности результатов).

Результаты исследования. Согласно проведенному анализу, все ценности, кроме «власть – доминирование», «власть – ресурсы», «репутация», имеют значимые корреляции с самооценкой. При этом у большинства из них выявлена положительная связь; отрицательная связь обнаружена между ценностями «скромность» и «конформизм – межличностный» и самооценкой. Чем выше уровень самооценки (самоуважения) у студентов, тем более выражены ценностные ориентации. Указанным связям соответствуют значимые различия выраженности ценностей в контексте относительно высоких и низких показателей самооценки.

Обсуждение и заключение. Проведенное исследование углубляет понимание специфики аксиологических позиций современного российского студенчества, а также сопряжения с ними показателя субъективного благополучия, выраженного в уровне самооценки. Полученные результаты могут быть использованы в рамках формирования концепций воспитания, ценностно мотивационных доктрин, для работы со студентами группы риска, проектирования адаптационных и развивающих программ.

Сохранить в закладках