Непрерывное обновление стандартов педагогического образования связано с изменением представлений о результатах подготовки будущего учителя. Использование с этой целью компетентностного подхода сопровождается структурированием планируемых результатов по основанию общих и специальных компетенций, что формально соответствует реальной структуре педагогической деятельности. Цель исследования – определение психологически обоснованной структуры педагогических компетенций, со- относимой с предметным и психологическим уровнем анализа деятельности учителя.
Материалы и методы. Анализ истории и современного состояния проблемы педагогических компетенций осуществлялся путем изучения исследований структуры педагогических способностей, психологической структуры деятельности учителя. Обоснование востребованности компетентностного подхода в подготовке педагога проводилось в ходе сравнительного анализа успеваемости по предметам и оценок сформированности компетентностей студентов направления «Педагогическое образование». Объем выборки составил 567 чел. Статистическая обработка данных производилась методами первичной описательной статистики, сравнения и корреляционного анализа.
Результаты исследования. Классификации педагогических способностей носят аналитический характер, отражают отдельные стороны педагогического труда, не фиксируют реальную структуру деятельности учителя. Для современной классификации результатов профессиональной подготовки педагога использованы формальные основания выделения общих и специальных компетенций. Актуальность компетентностного подхода аргументируется структурой педагогического труда, основанной на преставлениях о психологической функциональной системе деятельности В. Д. Шадрикова. Преимущества компетентностной структуры образования над предметной подтверждаются рядом эмпирических фактов: нечувствительностью предметной успеваемости к изменениям в профессиональной подготовке, статистической значимостью различий в сформированности компетентностей на разных курсах, слабой корреляцией между показателями академической успеваемости и сформированности компетентностей.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования открывают возможности для преодоления противоречий между компетентностной структурой профессиональной подготовки будущего педагога и психологической структурой педагогической деятельности учителя. Описанная структура педагогических компетенций позволяет определить направления экспериментальных и эмпирических исследований психолого-педагогических механизмов и закономерностей развития педагогической компетентности на этапе профессионального образования.
Идентификаторы и классификаторы
Непрерывное обновление содержания профессионального педагогического образования связано с реализацией компетентностной модели подготовки специалиста. В компетентностном подходе, применяемом в современном высшем образовании,
используются категории компетентностей и способностей как результаты педагогического образования. Представления о структуре результата образования систематизировались в категории типов формируемых компетентностей: общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных (ФГОС 2009 г., 2015 г.); универсальных, общепрофессиональных, профессиональных (ФГОС 2018 г.).
Список литературы
- Красюк И. А., Брагин А. Ю. Методологические основы обоснования компетентностного подхода в формировании стратегического маркетингового управления // Экономика и предпринимательство. 2022. № 6 (143). С. 724–727. https://doi.org/10.34925/EIP.2022.143.6.132
- Лобанова Е. В. К проблеме целеполагания высшего образования в контексте компетентностного подхода // Вестник Самарского юридического института. 2022. № 1 (47). С. 105–108. https://doi. org/10.37523/SUI.2022.47.1.015
- Натальсон А. В. Преимущества использования компетентностного подхода при формировании цифровых компетенций выпускника вуза // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2023. № 10 (224). С. 260–263. URL: http://lesgaft.spb.ru/sites/default/files//u263/upload/uchenye_zapiski_10224-2023.pdf
(дата обращения: 28.04.2024). - Айдарханова И. И. Процесс совершенствования профессиональной деятельности учителя в современной школе: компетентностный подход // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Гуманитарные науки. 2022. № 3–2. С. 28–32. EDN: HUZWAH
- Каримулаева Э. М., Аюбова Ш. И., Алиханова С. А. Компетентностный подход в современном школьном образовании // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2024. Т. 18, № 1. С. 51–56. URL: https://dagpsi.elpub.ru/jour/article/view/1172 (дата обращения: 28.04.2024).
- Вяликова Г. С., Финикова Ю. Б., Хэкало С. А. Формирование нравственного сознания младших школьников на основе компетентностного подхода // Прикладная психология и педагогика. 2022. Т. 7, № 1. С. 16–25. https://doi.org/10.12737/2500-0543-2022-7-1-16-25
- Особенности профессиональных компетенций наставников и межличностных отношений наставников и стажеров в системе МВД России / А. С. Душкин [и др.] // Психология и право. 2022. Т. 12, № 1. С. 54–66. https://doi.org/10.17759/psylaw.2022120105
- Профессиональные компетенции специалистов по экономической безопасности в образовательных программах вузов / И. В. Воюцкая [и др.] // Образование и саморазвитие. 2023. Т. 19, № 1. С. 168–185. https://doi.org/10.26907/esd.18.1.12
- Scientific Competence and Health Service Psychology Master’s Training: An Outline for an Applied Methodology Course / Y. Botanov [et al.] // Training and Education in Professional Psychology. 2024. Vol. 18, issue 1. P. 21–30. https://doi.org/10.1037/tep0000461
- Assessing Counseling Student Self-Reported Competencies in Primary Care Behavioral Health / S. A. Ogbeide [et al.] // Families, Systems, and Health. 2022. Vol. 40, issue 4. P. 508–512. https://doi.org/10.1037/ fsh0000744
- Career-Enhancing Research Competencies: Student Perceptions of Research Training in Clinical Psychology Doctoral Programs / N. P. Seivert [et al.] // Training and Education in Professional Psychology. 2023. Vol. 17, issue 3. P. 259–268. https://doi.org/10.1037/tep0000428
- Оценка эффективности использования мобильных приложений для формирования универсальных компетенций студентов / Т. В. Рихтер [и др.] // Science for Education Today. 2020. Т. 10, № 6. С. 181–199. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2006.10
Выпуск
Другие статьи выпуска
В настоящее время российские вузы обучают иностранных студентов, которым необходимо научиться применять русский язык для научно-учебной и деловой коммуникации. Успешность овладения будущей специальностью зависит от уровня развития вторичной языковой личности обучающихся. Несмотря на повышенный интерес к проблеме, поиск эффективных педагогических условий развития вторичной языковой личности продолжается и остается дискуссионным. Цель исследования – описание и обоснование модели развития вторичной языковой личности иностранного студента-филолога, будущего преподавателя русского языка как иностранного, на основе технологий текстовой деятельности.
Материалы и методы. В ходе исследования проведена диагностика уровня сформированности языковой, коммуникативной и межкультурной компетенций 48 иностранных студентов филологов 1 и 3 курсов. Данные о динамике развития вторичной языковой личности под влиянием отобранных педагогических приемов получены на основе входного и итогового анкетирования, педагогического эксперимента с применением технологии продуктивного чтения и интерактивных технологий, количественно-качественного сравнительного анализа.
Результаты исследования. Применение комплекса педагогических технологий с использованием аутентичного, обладающего коммуникативной ценностью и культуросодержащей информацией текста, открывает большие возможности для успешной работы по развитию вторичной языковой личности иностранных студентов-филологов. Количественно-качественный сопоставительный анализ входного и итогового анкетирования, итогового анкетирования в экспериментальной и контрольной группах говорит о положительной динамике языковой, коммуникативной и межкультурной компетенций, характерных для вторичной языковой личности.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты отмечают позитивное влияние на процесс развития вторичной языковой личности иностранного студента в российском вузе модели обучения, основанной на синтезе интерактивных технологий и совокупности методов текстовой деятельности. Материалы статьи могут быть использованы исследователями языковой личности, методистами в области обучения русскому языку как иностранному, педагогами, реализующими межкультурный подход в обучении разным предметам.
Необходимость университетов эффективно конкурировать за потребителей на рынке образовательных услуг в условиях цифровизации обусловливает важность изучения потребительского опыта при онлайн-обучении. Существующие исследования в этом проблемном поле посвящены оценке восприятия студентами некоторых аспектов такого обучения, не отражающих в полной мере комплексность цифровой образовательной среды. Цель исследования – выполнить анализ оценок студентами опыта взаимодействия с компонентами цифровой образовательной среды на основе авторского алгоритма исследования «Голос студента».
Материалы и методы. Вторичные и первичные данные получены методами традиционного и контент-анализа, систематизации. Сравнение результатов эмпирического количественного исследования «Голос студента», проведенного в 2020 и 2023 гг., выполнено на основе репрезентативных невероятностных, квотных выборок по 400 единиц методами описательной статистики.
Результаты исследования. Авторами предложена дефиниция категории «цифровая образовательная среда» и одноименная модель, состоящая из следующих компонентов: информационное, техническое, учебно-методическое обеспечение как составляющие инфраструктуры цифровой образовательной среды; элементы системы образовательного взаимодействия: информационно-образовательное, информационно-деятельностное, информационно-познавательное, информационно-коммуникационное. Разработан авторский алгоритм исследования «Голоса студента» для оценки потребительского опыта при взаимодействии обучающихся с компонентами цифровой образовательной среды в процессе онлайн-обучения, предложены критерии оценки по каждому из этих компонентов. Анализ полученных результатов показал улучшение потребительского опыта взаимодействия студентов со всеми компонентами цифровой образовательной среды в 2023 г. по сравнению с 2020 г. стихийного внедрения онлайн-форматов обучения в образовательный процесс, однако продемонстрировал негативную оценку студентами своего опыта в отношении четырех компонентов цифровой образовательной среды в 2023 г. Сделаны выводы о необходимости принятия решений по улучшению опыта студентов при взаимодействии с компонентами цифровой образовательной среды.
Обсуждение и заключение. Материалы статьи вносят вклад в развитие теоретико-методических и прикладных аспектов исследования «Голоса студента» для улучшения опыта взаимодействия студентов с компонентами цифровой образовательной среды. Принимаемые университетом меры в этом направлении будут способствовать привлечению и удержанию потребителей образовательных услуг, формированию их лояльности бренду университета и повышению его конкурентоспособности.
Выявление и описание психологически реального значения слова актуально для ключевых слов, обозначающих важные и показательные для отдельно взятой культуры идеи, образы, представления. В работах последних лет для решения названной задачи эффективно привлекаются данные языковых моделей и методы векторной семантики. Однако набор описываемых значений слов, признаков не универсален, что не позволяет сопоставлять результаты; исследователями не учитываются другие типы характеристик, помимо семантических. Цель исследования – установление индивидуальных различий в психологически реальном значении слова с использованием автоматического инструментария на основе данных разных модальностей (семантических признаков нового типа и маркеров клавиатурного поведения).
Материалы и методы. Материалом исследования является авторский датасет, содержащий ассоциативные реакции к ключевым словам русского языкового сознания, обезличенные данные об информантах, а также признаки, описывающие клавиатурное поведение участников во время продуцирования ассоциаций. Методология включает современные подходы (опора на данные языковых моделей и использование методов векторной семантики – культурная картография), а также разработанный авторами список признаков для описания значения слова на основании данных нейробиологии. Методы анализа данных (линейные смешанные модели, метод главных компонент, кластеризация на главных компонентах), реализованные в пакетах на языке R, устанавливали индивидуальные различия в значении слов, описанных через предложенные группы признаков и их связи с характеристиками информантов.
Результаты исследования. Кластерный анализ показал наличие от двух до трех вариантов психологически реальных значений для девяти исследуемых слов-стимулов, входящих в ядро русского языкового сознания. Подробно описаны конкретные различия в значениях слов по системе обусловленных нейробиологических семантических признаков, а также установлена связь выделенных вариантов значений слов с характеристиками информантов и маркерами их клавиатурного поведения.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты могут быть использованы в практике эффективного обучения русскому языку как иностранному, для исследования изменения семантики ключевых слов русской культуры на основании анализа текстов, проектирования эффективных избирательных и рекламных кампаний и др. Среди важнейших задач наших будущих исследований – установление связи различных характеристик ключевых слов, их семантических признаков и особенностей клавиатурного поведения информантов, расширение списка предложенных признаков, использование новых языковых моделей и корпусов текстов для дальнейшей разработки актуальной теоретико-прикладной проблемы исследования и системного описания психологически реального значения слова.
Формирование политической культуры молодежи в условиях сложной геополитической обстановки, многополярности политических мнений и решений становится актуальной задачей для современных социализационных институтов. Выбор эффективных направлений и форм организации данного процесса основывается на понимании особенностей политического мышления современной молодежи. Научной проблемой статьи является необходимость изучения показателей характеристик политического мышления современной молодежи и определение вариантов их трансформации в жизненные выборы политических стратегий. Цель исследования – оценка характеристик политического мышления и стратегий молодежи как основы прогноза последствий политической молодежной рефлексии.
Материалы и методы. Верификация исследовательской модели осуществлена на основе данных социологического исследования 2022 г., проведенного Международным центром социологических исследований Белгородского государственного национального исследовательского университета. Методом исследования выступил онлайн-опрос, в котором приняли участие 4 215 чел., региональная молодежь в возрасте 17–35 лет, распределенная по возрастным и статусным группам (учащаяся, студенческая и работающая молодежь).
Результаты исследования. В качестве научного результата определены характеристики политического мышления, его возможные девиации и показатели. Эмпирически установлены основные акцентуации, рассмотрены типы диспозиций молодежи и ориентиры жизненного планирования относительно политических стратегий. Обозначена специфика отражения характеристик политического мышления и стратегий через призму стратификационных факторов. Выявлена возрастная динамика механизма формирования политического мышления молодежи, стратификационная значимость типа поселения в определение его характерологических акцентов.
Обсуждение и заключение. Итоги проведенного анализа отмечают проблемы, связанные с рисковым сочетанием характеристик политического мышления (критичность и пессимизм), потенцирующих миграционную активность, маргинализацию и аномию в молодежной среде; с воспроизводством неравенства в политической социализации сельской молодежи; неготовностью государства сопровождать политически амбициозную молодежь. Результаты исследования вносят вклад в развитие отраслевых социологий: молодежной и политической. Материалы статьи могут быть востребованы органами управления государственной молодежной политики разного уровня, органами государственного и муниципального управления, органами управления министерства внутренних дел, молодежными организациями, образовательными учреждениями.
Особая роль семьи в формировании фундаментальных ценностей как основного вектора реформирования современного образования Африки подчеркивается его модернизацией и сохранением потенциала традиционной системы обучения. Проблема взаимодействия семьи и школы активно обсуждается в ряде африканских стран в связи с начавшимся активным реформированием сферы образования. Однако отсутствуют обобщающие работы, посвященные взаимодействию семьи и школы при решении проблем образования в Гвинейской Республике. Цель исследования – определить роль семьи в обучении школьников и развитии образования в Гвинее на основе экспертного опроса.
Материалы и методы. Теоретическим основанием послужил подход П. Бурдье и Ж.-К. Пассрона. В качестве экспертов отобраны 20 представителей сферы образования: учителя, директора школ, работники Министерства образования Гвинейской Республики. Эмпирическую базу исследования составили статистические данные экспертных интервью.
Результаты исследования. В исследовании выявлены тенденции развития школьного образования в Республике Гвинея: гуманизация, выражающаяся через вариативные школьные программы, учитывающие возраст учащихся, их религию, открытость школы для взаимодействия с семьей; ориентация на модернизацию и совершенствование школьного образования при сохранении традиционных ценностей. Экспертная оценка сотрудничества семьи и школы в процессе образования и воспитания школьников показала декларирование в стране общего права на доступное и бесплатное образование, однако воспроизводится большой разрыв между стратами гвинейского общества, обусловленный неравенством образовательных возможностей детей. В большей степени неравенство в доступе к образованию связано с местом проживания. Решение сложившихся проблем в образовательной системе Гвинеи зависит от школы, государственной политики в области образования и семьи. Эксперты указали на повышение роли семьи в обучении детей и обозначили значимые формы взаимодействия между школой и семьей: непрерывный контакт с учителями и администрацией, участие в разработке и корректировании учебных планов, структурах гражданского общества.
Обсуждение и заключение. Материалы статьи могут представлять интерес для исследователей, занимающихся вопросами образования, учителей, специалистов, участвующих в разработке образовательной политики в Гвинее.
В статье рассматриваются результаты исследования относительно реализации профильной смены, организованной Российской академией образования и Всероссийским детским центром «Океан» в рамках договора о сетевой форме взаимодействия при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Будущее в науке». Цель исследования – проанализировать особенности становления самосознания участников программы «Будущее в науке» в условиях летнего лагеря.
Материалы и методы. При разработке программы «Будущее в науке» авторы ориентировались на получение практического опыта участниками научно-исследовательской деятельности. Ее реализация осуществлялась с помощью входного и итогового анкетирования, в котором приняли участие 33 обучающихся в возрасте 13–17 лет, зачисленных в профильный 15 отряд на 10 смену в ВДЦ «Океан». Входная анкета направлена на выявление интересов, склонностей, научных предпочтений и целей участников; итоговая –предназначалась для оценки результатов и эффективности ее реализации. Анализ данных осуществлялся путем процентного соотношения, графического отображения и факторного метода обработки анкет, что способствовало выявлению тенденций и проблемных зон.
Результаты исследования. Анкетирование позволило получить качественные данные о динамике мотивации и научно-исследовательской активности обучающихся: специально организованные условия субъект-субъектного взаимодействия способствуют развитию их самосознания. Включенное взаимодействие педагогов и подростков активизирует стремление заниматься наукой. Благодаря организации условий для саморефлексии участники программы осознали свои возможности и их границы, формируя понимание притязаний на свою личностную траекторию саморазвития, будущую профессию, увеличение мотивации к развитию чувства личности и гражданской идентичности.
Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие научных представлений о закономерностях возрастного развития личности. Материалы статьи могут быть полезны исследователям в области психологии развития личности, возрастной психологии, психологической педагогики, практическим работникам системы образования, занимающимся организацией специализированных смен для детей и подростков.
Внедрение инновационных подходов в подготовку специалистов в китайских учебных заведениях обусловлено глобализационными процессами, предполагающими международное сотрудничество, и национальными интересами, ориентированными на развитие различных сфер жизни страны. Международное взаимодействие Китая и России в разных областях влияет на образование, что соответствует принципам государственной китайской инициативы «Один пояс, один путь». Однако недостаточно изучены вопросы подготовки будущих специалистов в условиях развития цифрового общества и международных связей. Цель исследования – описать проблемные точки обучения студентов Цзянсуского университета науки и технологий на фоне проблем подготовки специалистов других вузов Китая, выпускающих профессионалов для реализации международного сотрудничества с Россией.
Материалы и методы. Материалом исследования стали практические наблюдения за преподаванием русского языка в Цзянсуском университете науки и технологий, а также работы китайских ученых. Для анализа применены описательный и аналитический методы.
Результаты исследования. В статье проанализированы новые тенденции в вузовском образовании: интеграция языковых модулей в профессиональные программы по модели «Русский язык + специальность», использование возможностей цифровизации в преподавании, образовательные и студенческие обмены. Выявлены существующие проблемы в языковом образовании: устаревшие методики и учебные материалы, ориентация на тестирование в ущерб коммуникативному подходу и другие проблемные вопросы, требующие решения, поскольку мотивация студентов к изучению русского языка находится на низком уровне.
Обсуждение и заключение. Материалы статьи предлагают меры для повышения эффективности китайско-российских образовательных контактов, в том числе в сфере преподавания русского языка в условиях реализации инициативы «Один пояс, один путь»: диверсификацию китайско-российских совместных обучающих проектов, интеграцию в преподавание русского языка идеологической и политической установок государственного развития Китая и др. Полученные результаты вносят вклад в развитие китайской системы преподавания русского языка, интегрированного в профессиональные программы университетского образования.
Обеспечение социального благополучия человека – одна из главных задач любого государства, в результате чего просоциальное поведение становится социально одобряемым и поддерживаемым государством. В этом контексте актуально изучение факторов, определяющих склонность личности к таким формам поведения. Несмотря на неослабевающий интерес к проблеме детерминант поведения личности, результаты исследований неоднозначны и противоречивы: большая часть основана на сравнительном анализе, что не позволяет решать задачи предположения успешности и склонности к социально-ориентированным формам поведения. Цель исследования – выявление психологических предпосылок склонности современной студенческой молодежи к просоциальной активности.
Материалы и методы. Статья базируется на эмпирическом исследовании, в котором приняли участие 102 студента Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. Для изучения уровня включенности молодежи в просоциальную активность разработан и использован авторский опросник «Шкала просоциальной активности молодежи». Анализ психологических предпосылок личности к просоциальной активности проходил с помощью диагностики свойств организмического, формально-динамического уровня организации индивида (темперамент) и свойств личностного уровня организации индивида (направленность личности и ее ориентация). В исследовании применялся комплекс методов математического анализа данных, включающий сравнительный и факторный анализ, а также множественный регрессионный анализ для построения модели просоциально активной личности.
Результаты исследования. Авторы доказали, что психологическими предпосылками просоциальной активности личности являются свойства базового, формально-динамического уровня организации индивидуальности (высокая эргичность и пластичность), а также свойство личностного уровня – ориентация личности на альтруизм. Значимым итогом проведенного исследования становится разработка опросника «Шкала просоциальной активности молодежи».
Обсуждение и заключение. Результаты исследования вносят вклад в развитие представлений о психологических предпосылках склонности личности к просоциальному поведению. Материалы статьи могут быть использованы в прикладных разработках по формированию просоцальной активности современной молодежи при организации психолого-педагогического сопровождения воспитательной работы в студенческой среде.
Благополучие студенческой молодежи находится в фокусе задач государственных программ образовательной и молодежной политики. Международная социально-политическая ситуация ставит задачи актуализации и формирования ценностных ориентаций молодого поколения. В современной психолого-педагогической науке проблеме благополучия, его коррелятов и рисков посвящено значительное число исследований, однако тема соотношения самооценки как компонента психологического благополучия и ценностных ориентаций рассмотрена недостаточно. Цель исследования – изучение ценностей современных российских студентов в контексте специфики самооценки.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 2 315 студентов вузов из 10 городов Российской Федерации. Анализ самооценки проводился с помощью Шкалы самоуважения (самооценки) Розенберга в адаптации А. А. Золотаревой, для изучения аксиологических ориентаций студентов применялся ценностный опросник Шварца (PVQ-R2). Взаимосвязи между самооценкой и ценностными ориентациями среди учащихся определялись с помощью корреляционного анализа по методу Спирмена. С целью выявления различий между группами с низким и высоким уровнем самоуважения (самооценки) использовались t-критерий Стьюдента (для независимых выборок) и U-критерий Манна – Уитни (для проверки согласованности результатов).
Результаты исследования. Согласно проведенному анализу, все ценности, кроме «власть – доминирование», «власть – ресурсы», «репутация», имеют значимые корреляции с самооценкой. При этом у большинства из них выявлена положительная связь; отрицательная связь обнаружена между ценностями «скромность» и «конформизм – межличностный» и самооценкой. Чем выше уровень самооценки (самоуважения) у студентов, тем более выражены ценностные ориентации. Указанным связям соответствуют значимые различия выраженности ценностей в контексте относительно высоких и низких показателей самооценки.
Обсуждение и заключение. Проведенное исследование углубляет понимание специфики аксиологических позиций современного российского студенчества, а также сопряжения с ними показателя субъективного благополучия, выраженного в уровне самооценки. Полученные результаты могут быть использованы в рамках формирования концепций воспитания, ценностно мотивационных доктрин, для работы со студентами группы риска, проектирования адаптационных и развивающих программ.
Издательство
- Издательство
- МГУ им. Н. П. Огарёва
- Регион
- Россия, Саранск
- Почтовый адрес
- 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68
- Юр. адрес
- 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68
- ФИО
- Глушко Дмитрий Евгеньевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@adm.mrsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (834) 2222961
- Сайт
- https://mrsu.ru