ISSN 1814-1692 · EISSN 2782-2842
Языки: ru · en

Архив статей журнала

Материалы Раннего Тулхарского могильника в свете гипотезы о миграции андроновского населения на юг: проблемы хронологии (2024)
Выпуск: № 4, Том 24 (2024)
Авторы: Сотникова Светлана Владимировна

В последнее время, в связи с появлением как новых материалов, так и новых калиброванных радиоуглеродных дат, происходит переосмысление многих процессов эпохи бронзы не только в Средней Азии, но и далеко за ее пределами. Материалы Раннего Тулхарского могильника (Южный Таджикистан) часто используются для доказательства активных контактов степного скотоводческого андроновского населения и оседлого земледельческого населения Средней Азии. С андроновским влиянием связывают прежде всего погребения с кремацией этого могильника. Е.Е. Кузьмина рассматривает их как археологическое доказательство ее гипотезы о миграции андроновского населения (индоариев) через Среднюю Азию (бишкентская культура) в Северо-Западный Пакистан (культура Свата) и Северную Индию. Новые материалы и новые калиброванные радиоуглеродные даты не позволяют связывать с андроновцами погребения с кремацией в Раннем Тулхарском могильнике. Федоровская культура Южного Урала, отличительной чертой которой являются погребения с кремацией, по последним данным датируется 1742–1451 гг. до н.э. Тулхарские погребения с кремацией, вероятно, появились гораздо раньше, по крайней мере, в конце III тыс. до н.э. Следует также поставить под сомнение миграцию населения бишкентской культуры на юг и его участие в формировании культуры Свата в Северо-Западном Пакистане. Вероятно, имел место обратный процесс. Автор считает, что появление могил с кремацией в Раннем Тулхарском могильнике можно объяснить продвижением отдельных небольших групп населения с территории Белуджистана (культура Кулли) или Северо-Западного Пакистана (культура Свата). Новые даты вносят изменение в понимание процессов, связанных с влиянием андроновской культуры на скотоводческие и земледельческие культуры эпохи бронзы Средней Азии. Появление могил с кремацией в могильниках сапаллинской культуры Средней Азии (Бустан VI, Джаркутан 4a) не следует однозначно рассматривать как результат влияния андроновского федоровского населения. Более того, учитывая тот факт, что отдельные группы андроновского населения регулярно проникали на территорию Средней Азии на всем протяжении существования андроновской КИО, можно предположить, что именно в Средней Азии следует искать истоки андроновского обряда кремации.

Сохранить в закладках
Миграции в позднем неолите – энеолите Волго-Уралья: археология, хронология, климат (2024)
Выпуск: № 4, Том 24 (2024)
Авторы: Выборнов Александр Алексеевич, Гилязов Филат Фаритович, Дога Наталья Сергеевна, Кулькова Марианна Алексеевна

Волго-Уралье привлекает внимание специалистов в связи с распространением на этой территории хвалынской культуры эпохи энеолита. Археологи выдвигали автохтонные, миграционные и комбинированные гипотезы. Полученные исследователями результаты антропологических и палеогенетических анализов продвинули разработку генезиса последней. Они связаны с определением компонентов, которые составили основу хвалынских племен данного региона. Изыскания в области естественных наук установили два компонента: северные и южные охотники. Перед археологами возникла проблема культурной атрибуции этих субъектов. Анализ керамического и каменного инвентаря позволяет представить следующую ситуацию. В результате ухудшения климатических условий носители раннего этапа нижнедонской культуры мигрировали на территорию Северного Прикаспия. Данные о скотоводстве у их носителей отсутствуют. Они располагали такими новациями как гребенчатая система орнаментации сосудов, бифациальная обработка наконечников и вкладышевая техника. Взаимодействие с местными поздненеолитическими (тентексорскими) группами привели к сложению в последней четверти VI тыс. до н.э. прикаспийской культуры. Для субстратной основы присущи мотивы и композиции, которые станут характерными для пришельцев. Доказательств наличия производящего хозяйства у тентексорского населения нет, а у носителей прикаспийской культуры лишь появляются признаки скотоводства. Именно последние могут быть атрибутированы как южные охотники. Аридизация вынудила их продвинуться до границы степи и лесостепи Поволжья. Здесь произошли взаимные контакты с местной неолитической средневолжской культурой. Данный процесс способствовал формированию самарской культуры. Суперстратный компонент привнес в последнюю воротничковое оформление сосудов, бифациальность и формы наконечников, вкладышевую технологию. Эти представители могут рассматриваться как северные охотники. Учитывая, что средневолжская культура восходит к более ранней елшанской, этот компонент имеет устойчивую местную традицию. Кавказские элементы в материалах неолита и энеолита почти не фиксируются. Новые данные позволяют отдать предпочтение в миграционных процессах не типу хозяйства, а климатическим факторам. Они приводили к подвижкам отдельных групп и в период функционирования хвалынской культуры.

Сохранить в закладках