Архив статей журнала
В статье, основанной на архивных источниках, анализируется опыт организации научно-технической деятельности в структуре Советов народного хозяйства (СНХ), существовавших с 1957 по 1965 гг. Показаны формы работы органов управления научно-технической деятельностью, таких как Центральное бюро технической информации (ЦБТИ) и Производственно-технический отдел (ПТО), позже преобразованный в Техническое управление совнархоза. Показано, что резкий рост интереса к вопросам регионального развития, одним из проявлений которого стал эффект «регионализации науки», стал важной предпосылкой принятия решения о создании мощного научного центра на востоке страны - Сибирского отделения АН СССР. Сделан вывод, что в современных условиях опыт регионализации научно-технической деятельности, реализованный в структуре совнархозов, может оказаться полезным.
Первая книга, о которой идёт речь в обзоре, – “Globalizing China – Social and Governance Reforms” («Глобализирующийся Китай: реформы в социальной сфере и управлении»). Её автор – Ка Хо Мок, вице-президент Университета Линнань, специалист в сравнительной политологии и социологии. Книга посвящена анализу китайской модернизации за последнюю четверть века, т. е. с конца 1990-х по начало 2020-х гг., хотя отдельные главы охватывают более масштабные периоды. В фокусе авторского внимания находятся три больших области: социальное обеспечение, высшее образование и государственное управление.
Российской науке жизненно необходимо воссоздание прежних и создание новых эффективных форм самоорганизации, а также механизмов взаимодействия с государственной властью. В постсоветский период многое было разрушено, а в последнее десятилетие утрачено даже многое из того, что было создано в кризисных условиях 1990-х гг. В сентябре 2024 г. исполнилось бы 30 лет Российскому гуманитарному научному фонду (РГНФ), созданному в 1994 г. по инициативе учёных-гуманитариев, если бы в 2016 г. Фонд не был ликвидирован. Опыт создания и деятельности РГНФ является в настоящее время ободряющим примером и имеет практическую ценность.
Начиная с 2022 г. и, очевидно, надолго радикально изменились условия развития российской науки, но система управления наукой, сформированная в 2012-2013 гг. в других условиях, остаётся прежней, не приспособленной к новым вызовам и реалиям. И управленческому, и научному сообществу необходимо осознать, что требуется системный пересмотр современных вызовов и угроз, актуальных целей и задач, действенных механизмов и инструментов управления наукой. Фрагментарные изменения в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, произведённые в феврале 2024г., лишь в слабой степени отражают глубину проблем развития российской науки в сложившихся исторических условиях.