Архив статей журнала
Введение. Специальные химические вещества (далее - СХВ) активно и разнообразно применяются в правоохранной деятельности вообще и в оперативно-розыскной в частности на протяжении очень длительного периода времени.
В то же время правовая ситуация осложняется тем, что, несмотря на длительное и результативное использование СХВ в практической деятельности правоохранительных и в т. ч. оперативных подразделений, Российская наука и правоприменительная практика до сих пор не имеют единого и легитимного понятия «специальных химических веществ» и официальных юридических критериев безопасности их применения, а научное сообщество до сих пор окончательно и безальтернативно не определилось к чему же они относятся.
В указанных условиях и законодательство, и правоприменительная практика нуждаются в научно обоснованном понятийно-категориальном аппарате и юридически установленных критериях легитимного и безопасного оборота специальных химических веществ оперативно-розыскного назначения.
Методы. В исследовании применялись общенаучный диалектический, сравнительно-правовой, формально-логический методы и метод контент-анализа. Это позволило выявить доказательства нормативного правового дефицита в части регламентации правомерного и безопасного оборота специальных химических веществ оперативно-розыскного назначения при предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, и розыске преступников.
Результаты. Основываясь на результатах проведённого анализа Российского законодательства и многочисленных предшествующих научных изысканий иных правоведов, автор приходит к обоснованному заключению, что в настоящее время законодательное регламентирование оборота и безопасности специальных химических веществ оперативно-розыскного назначения является нормативно выхолощенным и нуждается в немедленном восполнении в части нормативного определения основных понятий и требований к СХВ.
Автором предлагается аутентичное определение понятия «специальное химическое вещество», учитывающее требования к его безопасности.
Введение. Осуществление оперативно-розыскной деятельности должностными лицами субъектов ОРД и лицами, оказывающими им конфиденциальное содействие, объективно требует сокрытия значительного объема информации о них самих, а также об используемых ими оперативно-розыскных средствах и методах.
Однако объективная реальность, в которой осуществляется ОРД, зачастую не позволяет скрыть сам факт и обстоятельства ее осуществления. В таких условиях тактически более выгодно и рационально замаскировать осуществление оперативно-розыскной деятельности под иные виды социальной активности, используя для этого негласно-конспиративный инструментарий, к которому относятся так называемые документы прикрытия - документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе. Российское оперативно-розыскное законодательство регламентирует их использование крайне скупо и нелогично, что порождает теоретические и практические проблемы использования данного функционально-правового института ОРД. В данной работе автор анализирует современную нормативную правовую регламентацию указанной сферы.
Методы. В исследовании применялись общенаучный диалектический, сравнительно-правовой, формально-логический методы и метод контент-анализа. Это позволило выявить доказательства нормативного правового дефицита в части регламентации правомерного и безопасного оборота специальных химических веществ оперативно-розыскного назначения при предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, розыске преступников.
Результаты. На основе проведенного анализа целого ряда федеральных законов выявлены несогласованные и противоречивые положения отдельных статей, призванных регламентировать использование субъектами ОРД документов прикрытия. Это порождает коллизионность их юридической интерпретации и последующей реализации в практической деятельности.
Исследование позволило автору констатировать определенную ущербность правовой регламентации использования субъектами и участниками ОРД документов прикрытия и необходимость скорейшей оптимизации системы нормативной регламентации рассматриваемой сферы в соответствии с предлагаемыми аутентичными подходами. В заключении автором формулируются отдельные предложения по толкованию действующих правовых норм и их редакционной коррекции.