ISSN 2071-8284 · EISSN 2949-1150
Язык: ru

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ

Архив статей журнала

ЦЕННОСТНЫЕ ФАКТОРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ (2024)
Выпуск: №2 (2024)
Авторы: ГОНЧАРОВА НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВНА

Введение. Ценности, сформированные в период профессиональной подготовки и обучения в высшем учебном заведении, оказывают существенное влияние на формирование смыслов субъекта учебной деятельности, а возможность их бесконфликтной реализации детерминирует состояние психологического благополучия.

Расхождения в представлениях личности о способах реализации ценностей, а также доминирование желаний над мотивацией достижений и мотивацией ориентации на успех, детерминирует пассивность в реализации ценностных целей и психологическое неблагополучие. Цель исследования состояла в выявлении особенностей и взаимосвязей ценностных факторов, обеспечивающих психологическое благополучие курсантов образовательной организации МВД России.

Методы. В исследовании применялись общенаучные методы исследования, направленные на сбор, анализ, систематизацию и обобщение данных, психодиагностический метод, методы описательного, сравнительного и корреляционного анализа с использованием t-критерия Стьюдента и коэффициента корреляции Пирсона.

Выборка исследования была представлена курсантами, обучающимися в образовательной организации высшего образования МВД России (n = 152), средний возраст: 22,1 ± 1,1 лет.

Результаты. В результате исследования установлено, что представленность ценностных факторов в комплексе переживания как психологического благополучия, так и психологического неблагополучия детерминирована практически равнозначными ценностями.

Различия между благополучием и неблагополучием обеспечиваются большей выраженностью ценностей развития себя, духовного удовлетворения, ценностей сферы общественной жизни, обучения и образования при состояниях психологического благополучия.

В исследовании выявлена зависимость психологического благополучия от реализации ценностей, что объясняется многочисленными положительными корреляциями между значениями ценностей и благополучия.

При психологическом неблагополучии корреляции между его значениями и значениями ценностей характеризуются обратными, отрицательными связями.

Наиболее значимым критерием в оценке связей ценностей и психологического благополучия выступает не столько фактор ценностей, сколько механизм их достижения, отражающий общую активность личности, уровень позитивной мотивации, ориентацию на успех и личностную зрелость.

Сохранить в закладках
СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РЕАБИЛИТАЦИИ (2024)
Выпуск: №3 (2024)
Авторы: СТРЕЛЬНИКОВА ЮЛИЯ ЮРЬЕВНА

Введение. В статье рассмотрена структура психологических последствий у сотрудников органов внутренних дел, принимавших участие в контртеррористической операции (в составе сводных отрядов) на территории Чеченской Республики. Актуальность исследования обусловлена необходимостью обоснования показаний для дифференцированного подхода к медико-психологической реабилитации сотрудников органов внутренних дел, выполнявших служебно-боевые задачи в особых условиях.

Методы. В исследовании приняли участие 110 сотрудников органов внутренних дел, средний возраст 29,38 ± 6,5 лет; средняя длительность пребывания в зоне вооруженного конфликта 146,9 ± 79,8 суток; число командировок 1,41 ± 0,65. Методики исследования: анонимная анкета, стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ), 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла, тест выявления типа акцентуации Х. Смишека, проективная методика «Hand-тест», тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга, опросник выраженности травматического стресса И. О. Котенева. Статистическая обработка результатов проводилась методами описательного и факторного анализа (метода главных компонент и варимакс-вращения факторной структуры).

Результаты. Установлено, что в структуре психологических последствий контртеррористической деятельности определяются шесть факторов, которыми объясняется 81,89 % суммарной дисперсии признаков. Два из них - «посттравматический» (21,4 %) и «застревающе-посттравматический» (7,57 %) факторы - включают симптомы посттравматического стрессового расстройства (далее - ПТСР), а также предикторы, способствующие его затяжному течению.

Выделены признаки «подпорогового» (донозологического) ПТСР в виде характерных личностных черт: пессимистичность, психастения, невротический контроль, ригидность, импульсивность, агрессивность, циклотимия, эмоциональная амбивалентность, «застревание» на аффекте, фрустрационная фиксация на самозащите, тревожность, подозрительность, сензитивность, чувство вины, социальная интроверсия, пассивность, эгоцентричность.

Они входят в состав пяти из шести факторов («посттравматического», «непродуктивного фрустрационного реагирования», «демонстративно-невротического», «ригидно-аффективного», «застревающе-посттравматического») и нуждаются в своевременных и разноплановых мероприятиях медико-психологической реабилитации.

Психологические особенности, входящие в состав «гипертимно-конформного» фактора (12,06 % дисперсии), могут быть компенсированы психологической коррекцией. В статье проанализированы зарубежные и отечественные методы психологической реабилитации ПТСР, выделены психотерапевтические «мишени» воздействия и предложены мероприятия психологической реабилитации сотрудников органов внутренних дел с учетом факторной структуры последстви

Сохранить в закладках