Архив статей журнала
В своем исследовании авторы рассматривают через призму некоторых вокально-педагогических установок такой актуальный междисциплинарный раздел медицинской логопедии, как фонопедия (фонопедагогика), а именно ее подраздел - вокальная фонопедия. При опоре на серьезные научные источники определяется сам процесс певческой фонации в качестве ценного реабилитационно-профилактического ресурса при голосовых расстройствах. В статье раскрывается современный научный подход к вопросу интерпретации вокального дыхания, в частности в контексте дифференцированного подхода к нему относительно речевого дыхания, поскольку традиционно основу фонопедического воздействия составляет работа по коррекции именно фонационного дыхания. Инверсивный характер вокального дыхания несет в себе значительный коррекционный потенциал для пациента в период реабилитации. Авторы рассматривают вокал и в роли важного компонента психотерапевтического воздействия при занятиях с пациентом с нарушенной голосовой функцией. В статье представлены две современные западные системы вокально-педагогического воспитания голоса, « Estill Voice Training » ( EVT ) и « Complete Vocal Technique » ( CVT ), в качестве механизма реабилитационного воздействия на голос. Затронуты некоторые исследования коллег в этом направлении, появившиеся за последнее время.
Педагог по вокалу и его подопечный студент в процессе обучения решают важные задачи - как технического плана, так и те, что относятся к пониманию и адекватному отражению содержания музыкального произведения, что требует от исполнителя особого эмоционального подхода. Эмоциональная лабильность и саморегуляция чрезвычайно важны для артиста еще и по причине необходимости свободного и естественного поведения на сцене. Поскольку как недостаточное, так и чрезмерное проявление эмоций в профессиональном искусстве неприемлемы, любому исполнителю, особенно вокалисту, нужно найти необходимый баланс. Исследуя глубинные причины этого явления, автор статьи дает практические рекомендации для преодоления как невыразительного исполнения, так и нарочито эмоционального. Одна из ключевых идей автора - понимание необходимости развития певца-вокалиста как личности многогранной, заинтересованной в изучении не только разных видов искусства, но и смежных областей знания, постоянное самообразование. В статье также отмечается важность занятий актерским мастерством, постановки в процессе работы над произведением нескольких «сверхзадач», просмотр и участие в мастер-классах выдающихся педагогов и артистов, сравнение различных вокальных интерпретаций, анализ собственных записей. Большая часть успеха зависит от того, как педагогом выстроен контакт со студентом, насколько наставник может поддержать своего подопечного и вдохновить. Материалы статьи могут быть полезны как педагогам-вокалистам, так и студентам музыкальных колледжей и вузов.