ISSN 1029-8053 · EISSN 2306-6946
Языки: ru · en

ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Архив статей журнала

ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОСТИ ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ В ПЕРИОД ТРАНСФОРМАЦИЙ НА ФОНЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 (2024)
Выпуск: Том 27 № 3 (2024)
Авторы: Попов Дмитрий Сергеевич, Григорьева Екатерина Александровна, Шестакова Дарья Андреевна

Профессия школьного учителя, укорененная в российской действительности, демонстрирует кризисные черты на протяжении постсоветских десятилетий. В отечественной литературе среди прочего отмечены проблемы воспроизводства и старения корпуса учителей, невысокая компетентность, малая экономическая отдача от труда, снижающийся профессиональный престиж. Однако на фоне этого мы наблюдаем относительную устойчивость профессии, что позволяет говорить о существовании факторов, дающих возможность преодолевать кризисные явления как на индивидуальном, так и на институциональном уровне. Эти факторы нуждаются в отдельном изучении и экспликации. Значительным вызовом для школы и профессии учителя стала эпидемия COVID-19. Проведенное исследование сфокусировано на том, как изменяется этос профессии российского школьного учителя на фоне пандемии, в чем состоят параметры и особенности этого изменения и институциональной устойчивости профессии. Авторы статьи обращаются к многолетней серии интервью с учителями, проведенной в период так называемого кризисного обучения, в годы распространения коронавируса. Показано, что старое ценностно-этическое ядро учительской профессии в России, восходящее к идеям Просвещения и обеспечившее устойчивость профессии в годы транзита от советского к постсоветскому обществу, оказалось в состоянии видимой эрозии. Учителя, особенно представители молодых поколений, социализированные в постсоветской реальности, вынуждены искать новые профессиональные ориентиры и новые параметры профессионального этоса. От успешности или неуспешности этого поиска зависит устойчивость современной профессии учителя, в том числе эффективность ее воспроизводства. Ставшие доступными в годы пандемии онлайн-ресурсы «цифровой школы», новые форматы удаленного преподавания и контроля, новые модели взаимодействия с учениками, их родителями и методистами - вот ключевые социальные и технологические изменения, формирующие контуры нового профессионального этоса.

Сохранить в закладках
ФОРМЫ ТЕЛЕСНОГО КАПИТАЛА: АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПТОВ (2024)
Выпуск: Том 27 № 2 (2024)
Авторы: Пивоваров Александр Михайлович

Обзорная статья посвящена анализу положения телесности в концепциях, интерпретирующих и развивающих классификацию форм капитала П. Бурдье, который рассматривал телесный капитал только лишь как разновидность культурного капитала. Анализируются работы исследователей (К. Хаким, Д. Хатсон), которые предлагают рассматривать телесность (в ее разных проявлениях) в качестве четвертой формы капитала наряду с тремя уже устоявшимися формами. Рассматриваются новые концепты, связанные с телесностью, созданные в русле бурдьезианской теории капитала и призванные дать описание дополнительным основаниям для возникновения иерархий в современных обществах. Автор солидаризируется с теми исследователями, кто считает, что сегодня телесность является самостоятельной формой капитала, поскольку ее свойства сами по себе влияют на положение индивида внутри различных социальных полей. По мнению автора, место четырех форм самого телесного капитала могут занять такие концепты, как физический, сексуальный/эротический, гендерный и эстетический капитал. Два важнейших аспекта функционирования телесного капитала - его аккумуляция и конвертация. Последняя осуществляется на двух уровнях: во-первых, врожденные и приобретенные свойства тела трансформируются в иные формы капитала - экономическую, культурную, социальную; во-вторых, процессы конвертации происходят между формами самого телесного капитала. Телесный капитал, как и любая форма капитала, не может быть полностью лишен потенциала отчуждения, однако внимание к различным аспектам телесности, даже с точки зрения их капитализации, становится в эпоху цифровизации формой стихийного сопротивления диктату алгоритмической рациональности.

Сохранить в закладках