ISSN 2413-872X
Язык: ru

ЗАПАД, ВОСТОК И РОССИЯ: ВОПРОСЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

Архив статей журнала

РУССКИЕ ШКОЛЫ В ПОЛИЭТНИЧНОЙ СРЕДЕ КАНАДЫ СЕРЕДИНЫ ХХ В. - ИНСТРУМЕНТ СОВЕТСКОЙ ПОЛИТИКИ "МЯГКОЙ СИЛЫ"? (2023)
Выпуск: № 26 (2023)
Авторы: Антошин А. В.

Статья посвящена деятельности Федерации русских канадцев (ФРК) - наиболее крупной организации, объединявшей представителей славянских трудовых иммигрантов в данной стране Северной Америки. В центре внимания автора - феномен русских школ, существовавших в Канаде в эпоху холодной войны. Источниковой базой данной статьи послужили материалы газеты «Вестник», которая выпускалась в Торонто. Показано, что ФРК являлась ключевой структурой, которая использовалась дипломатическими структурами СССР в Канаде в условиях холодной войны. Основу данной организации составляли представители трудовой эмиграции из Российской империи, а также Польши 1920-х - 1930-х гг. Большинство из них были белорусами и украинцами, которые не имели отчетливо выраженного этнического самосознания и идентифицировали себя с русской эмиграцией. Руководство ФРК стремилось бороться с растворением молодежи в канадском обществе, надеясь, что подрастающее поколение будет владеть русским языком и знать основы культуры родины предков. Однако исторические источники свидетельствуют о том, что процессы ассимиляции в полиэтничной среде Канады развивались достаточно быстро, чему способствовала, в том числе, недостаточная заинтересованность многих русских канадцев в функционировании русских школ.


Сохранить в закладках
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО СВЕРХДЕРЖАВ В 1960-1970-Е ГОДЫ КАК ПРОБЛЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ (2023)
Выпуск: № 26 (2023)
Авторы: Юнгблюд В. Т.

Разрядка напряженности в советско-американских отношениях 1969-1979 гг. как особое явление в истории международных отношений второй половины ХХ в. до настоящего времени не получила однозначной историографической оценки. В статье предпринята попытка локализовать её как относительно автономный, хотя и связанный с более продолжительной по времени разрядкой в отношениях между Востоком и Западом («долгой разрядкой») процесс, отличавшийся особыми качественными характеристиками. Для него была характерна сложная структура, роль ключевого элемента в которой принадлежала программам научно-технического сотрудничества и технологического трансфера. Стороны планировали свое участие в этих программах, исходя из собственных приоритетов. Обосновывается вывод о том, что значимым фактором успешности американской стратегии на этом направлении стала продуманная информационная политика.

Сохранить в закладках
ПОЛИТИКА СВЕРХДЕРЖАВ НА ПЕРИФЕРИИ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ (1947-1991 ГГ.) В ЕДИНОМ УЧЕБНИКЕ ИСТОРИИ (2024)
Выпуск: № 27 (2024)
Авторы: Юнгблюд В. Т., Росина М. А.

Противодействие попыткам искажения мировой истории, реабилитации нацизма, разжигания межнациональных конфликтов возможно путем усиления сплоченности российского общества, совершенствования обучения и воспитания подрастающего поколения. Изменения в школьном историческом образовании проявляются сегодня в постановке акцентов на развитие гражданского сознания и патриотическое воспитание учащихся. В статье с опорой на положения Стратегии национальной безопасности РФ и федеральных рабочих программ рассматривается содержательное построение единого учебника истории, в отличие от использовавшихся ранее. Проводится анализ методических аспектов изучения в средней школе проблемы политики сверхдержав на периферии холодной войны (1947-1991 гг.). Приводятся примеры заданий по углубленному изучению локальных конфликтов по всему миру как отражения глобального противостояния СССР и США. Раскрываются вопросы, побуждающие школьников задуматься и осмыслить истинные мотивы действий недружественных стран в отношении России. Оценивается роль учебника в развитии у школьников осознания важности личного вклада в безопасность и благополучие Отечества. Обосновываются рекомендации для углубленного изучения политики сверхдержав на периферии холодной войны.

Сохранить в закладках
ПОСЛЕВОЕННЫЙ СССР И ПОСТСОВЕТСКАЯ РОССИЯ (1945-2020-Е ГГ.): ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ЗАПАДОМ (ПО МАТЕРИАЛАМ УЧЕБНИКА В. Р. МЕДИНСКОГО И А. В. ТОРКУНОВА) (2024)
Выпуск: № 27 (2024)
Авторы: ОГОНОВСКАЯ ИЗАБЕЛЛА СТАНИСЛАВОВНА

История СССР после Второй мировой войны вызывает в настоящее время огромный интерес, так как начавшаяся холодная война развела бывших союзников «по разные стороны баррикад», и вплоть до настоящего времени о дружеских взаимоотношениях России и стран Запада, прежде всего США, можно только мечтать. История взаимоотношений СССР/России и США в различные исторические периоды показывает, что конфронтация обусловлена прежде всего стремлением США уничтожить СССР или Россию как государства-конкурента на политическом, экономическом и военном поле. Учебник истории России для 11-х классов (авторы: В. Р. Мединский, А. В. Торкунов) позволяет выделить схожие сюжеты во взаимоотношениях СССР и России с западными странами, прежде всего с США, в период холодной войны и в условиях новой России (1990-е - 2020-е гг.).

Сохранить в закладках