Архив статей журнала
Разрядка напряженности в советско-американских отношениях 1969-1979 гг. как особое явление в истории международных отношений второй половины ХХ в. до настоящего времени не получила однозначной историографической оценки. В статье предпринята попытка локализовать её как относительно автономный, хотя и связанный с более продолжительной по времени разрядкой в отношениях между Востоком и Западом («долгой разрядкой») процесс, отличавшийся особыми качественными характеристиками. Для него была характерна сложная структура, роль ключевого элемента в которой принадлежала программам научно-технического сотрудничества и технологического трансфера. Стороны планировали свое участие в этих программах, исходя из собственных приоритетов. Обосновывается вывод о том, что значимым фактором успешности американской стратегии на этом направлении стала продуманная информационная политика.
Противодействие попыткам искажения мировой истории, реабилитации нацизма, разжигания межнациональных конфликтов возможно путем усиления сплоченности российского общества, совершенствования обучения и воспитания подрастающего поколения. Изменения в школьном историческом образовании проявляются сегодня в постановке акцентов на развитие гражданского сознания и патриотическое воспитание учащихся. В статье с опорой на положения Стратегии национальной безопасности РФ и федеральных рабочих программ рассматривается содержательное построение единого учебника истории, в отличие от использовавшихся ранее. Проводится анализ методических аспектов изучения в средней школе проблемы политики сверхдержав на периферии холодной войны (1947-1991 гг.). Приводятся примеры заданий по углубленному изучению локальных конфликтов по всему миру как отражения глобального противостояния СССР и США. Раскрываются вопросы, побуждающие школьников задуматься и осмыслить истинные мотивы действий недружественных стран в отношении России. Оценивается роль учебника в развитии у школьников осознания важности личного вклада в безопасность и благополучие Отечества. Обосновываются рекомендации для углубленного изучения политики сверхдержав на периферии холодной войны.
Конкретизируются обстоятельства рождения в конце 1933 г. франко-советского проекта системы коллективной безопасности, часто безосновательно именуемой Восточным пактом. На деле проект был призван охватить практически всех соседей Третьего рейха на западе и востоке, на суше и по морю, для которых нацизм представлял смертельную угрозу. Акцент в статье сделан на недостаточно освещённом аспекте исторического контекста проекта, который был связан с британским стремлением довооружить Германию, чтобы уравненная наконец-то в правах с другими Германская империя (теперь уже Третий рейх) вернулась бы в Лигу наций и на конференцию по разоружению, обеспечив тем самым чуть ли не автоматическое торжество мира, по крайней мере, в Европе.
История СССР после Второй мировой войны вызывает в настоящее время огромный интерес, так как начавшаяся холодная война развела бывших союзников «по разные стороны баррикад», и вплоть до настоящего времени о дружеских взаимоотношениях России и стран Запада, прежде всего США, можно только мечтать. История взаимоотношений СССР/России и США в различные исторические периоды показывает, что конфронтация обусловлена прежде всего стремлением США уничтожить СССР или Россию как государства-конкурента на политическом, экономическом и военном поле. Учебник истории России для 11-х классов (авторы: В. Р. Мединский, А. В. Торкунов) позволяет выделить схожие сюжеты во взаимоотношениях СССР и России с западными странами, прежде всего с США, в период холодной войны и в условиях новой России (1990-е - 2020-е гг.).
Статья посвящена выявлению основных тенденций, связанных с использованием образа русско-сербских отношений 1804-1878 гг. в исторической памяти России и Сербии. Автором отмечается, что коммеморация преимущественно связана с оценкой роли России в создании независимого сербского государства и участием русских добровольцев в сербско-турецкой войне 1876-1877 гг. Выявляются истоки формирования русофобского и русофильского дискурсов в Сербии. Наблюдается также разница в главной фигуре героического пантеона русских добровольцев, участвовавших в сербско-турецкой войне 1876-1877 гг. для двух наций. Автором также выявляется участие «новых» акторов в коммеморации русско-сербских отношений - представителей Республики Сербской и Донбасса.
Статья посвящена анализу внешней политики Ирана в период Исламской революции 1979 года и её последствий для международных отношений. Рассматриваются ключевые этапы формирования и трансформации иранской внешнеполитической стратегии, начиная с прихода к власти аятоллы Хомейни и установления исламского республиканского режима. Особое внимание уделяется роли религиозной идеологии в формировании внешнеполитического курса страны, а также влиянию революции на отношения Ирана с США, Советским Союзом и странами Ближнего Востока. В статье обсуждаются последствия Исламской революции для региональной безопасности и глобальной геополитики.
События Шестидневной войны, произошедшей на Ближнем Востоке в конце 1960-х гг., оказали большое влияние на развитие отношений между Советским Союзом и Египтом. Израильская агрессия против арабских стран, начавшаяся 5 июня 1967 г., вызвала негативную реакцию со стороны СССР. Москва обвинила Израиль в нарушении международного права и выразила поддержку как Египту, так и другим арабским странам. Целью данной статьи является выявление и анализ взглядов арабских авторов на эту войну. Автор делает попытку углубить понимание усилий СССР, направленных на поддержку арабских стран, включая Египет, на основе анализа различных точек зрения, прозвучавших с арабской стороны конфликта.