Архив статей журнала
В статье анализируются типы интеллектуальных операций, основанных на стратегиях конвергентного и дивергентного мышления. Последнее рассматривается как основа творческой деятельности, в процессе которой осуществляется поиск множества неоднозначных решений задачи, создается оригинальный, нестандартный речевой продукт. В качестве методологической базы для разработки методик речевой диагностики используется многофакторная модель интеллекта Дж. Гилфорда. На материале адаптированных методик диагностики дивергентного мышления доказывается, что если обучение имеет общую цель - развитие интеллекта учащихся, то можно предположить, что каждая интеллектуальная операция обеспечивается сочетанием как минимум трех факторов: содержания, стратегии поиска решения и конечного мыслительного продукта. Данный подход предполагает выбор такой диагностической программы и выбор или создание таких технологий обучения, которые бы соответствовали по этим параметрам достижению желаемых результатов. В статье представлены варианты использования языковых единиц разных уровней для диагностических заданий, нацеленных на получение в ходе их решения разных видов конечного речемыслительного продукта и учитывающих вышеуказанные факторы.