Архив статей журнала
В статье проведено сравнение сервисов подсчета поисковых запросов Google Trends и Яндекс.Wordstat с позиции их применения для исследования интереса российских интернет-пользователей к зарубежным странам. Выявлены основные различия между сервисами, касающиеся особенностей доступных данных, возможностей их сравнения и имеющихся ограничений. При помощи сервиса Google Trends проведено сравнение стран Азии (кроме островных микрогосударств) по уровню поискового интереса российских пользователей Google за период с 2018 по 2022 г. По итогам сравнения построена картосхема. Странами с наиболее высоким поисковым ин- тересом со стороны России являются Китай, Турция и Япония, за ними следуют Индия, Армения и Казахстан. Наиболее низкий уровень поискового интереса со стороны России выявлен у таких государств, как Бутан и Бруней. Из 46 исследованных стран Азии Монголия находится на 25-м месте по уровню поискового интереса россиян. Поисковый интерес к Монголии остается относительно постоянным и не зависит от сезона. За исследуемый пятилетний период наблюдались две вспышки поискового интереса к данной стране: в начале июля 2020 г. и в конце сентября 2022 г. Предположительно, первая из них связана с выявлением случаев бубонной чумы, которое активно освещалось в СМИ, а вторая – с объявлением частичной мобилизации в России, после которого наблюдался рост поискового интереса россиян ко многим зарубежным государствам, и в особенности к странам-соседям. Построена картосхема, иллюстрирующая различия поискового интереса к Монголии по регионам России. Больше всего Монголией интересуются жители граничащих с ней республик Тыва, Бурятия и Алтай. Высокий уровень поискового интереса также наблюдается у жителей Калмыкии, имеющей тесные этнические, религиозные, языковые и культурные связи с Монголией. Сделаны выводы о том, какие факторы могут влиять на интерес российских интернет-пользователей к зарубежным странам и какие из них наиболее выражены для Монголии.