Архив статей журнала
Введение. В статье рассматривается военно-философское наследие русского мыслителя И. А. Ильина (1883-1954) в контексте современного научного дискурса.
Материалы и методы. Теоретическую основу настоящего исследования составляют военно-философские труды И. А. Ильина, написанные в рамках органической методологии, которая исходит из следующих положений: все стороны жизни общества органически взаимосвязаны; необходимо проникновение во внутренний смысл фактов, «в духовное значение исторических явлений»; общество и политика развиваются как живые организмы по своим внутренним законам на базе специфической культуры народа; культура находится в неразрывной связи с религией. В соответствии с данными положениями для достижения поставленной цели статьи были применены религиозно-философский и нормативно-ценностный подходы. Также использованы материалы научных публикаций по заявленной проблематике, изучение которых выполнено на общенаучных методах анализа и систематизации.
Результаты исследования. Осуществлена реконструкция взглядов выдающегося русского мыслителя И. А. Ильина на проблему войны с точки зрения органической методологии. Основной акцент сделан на выявлении духовного смысла и нравственного противоречия войны. Показано, что, по логике философа, духовный смысл войны состоит в том, чтобы при жизни человек любил «нечто высшее более, чем себя», и лишь тогда он может преодолеть духовное испытание войны и всякое бремя жизни. Рассмотрено различие между духовным значением и духовной оправданностью войны. Выделены основания, при которых допускается применение насилия через категории «духовное достояние», «свободная самобытная жизнь». В связи с проблемой допустимости насилия, человекоубийства, которые нельзя оправдать с нравственной точки зрения, показано главное нравственное противоречие войны. По итогам проведенного изучения современного научного дискурса сделан вывод об актуальном методологическом значении военно-философского наследия И. А. Ильина для анализа и оценки проблем современной (гибридной) войны.
Обсуждение и заключение. Философское осмысление войны обусловлено многоплановым характером современной (гибридной) войны, важнейшей составляющей которой, наряду с вооруженной борьбой, является борьба смыслов существования цивилизаций. Ее цель - разрушение национально-культурных ценностей народа, внедрение ложных духовно-нравственных представлений о войне. Гибридную войну против России ведет сегодня так называемый коллективный Запад во главе с США. Для противостояния его угрозам важно сформировать новое знание о войне на основе духовно-нравственных положений религиозной философии войны И. А. Ильина. В современном научном дискурсе трактовки войны философом как духовного и нравственно противоречивого явления применяются как актуальная методология. Основополагающее методологическое значение имеет положение об оправданности войны как «нравственно виновного делания», если она является ответом народа на нападение, угрожающее его самобытности, культуре, духовному достоянию, вне зависимости от того, «кто именно объявил войну, занял ли кто-нибудь чужую территорию и т. д.». Ненасилие при такой угрозе есть «духовное самоубийство» и «лживое лицемерие».
Введение. Статья посвящена анализу творчества выдающегося русского и советского ученого-филолога и философа-гуманиста Михаила Михайловича Бахтина (1895-1975). Пик его творческой активности приходится на начало XX в., когда он проживал в Санкт-Петербурге. Здесь он много времени тратил на изучение творчества представителей современной западноевропейской философии, равно как и работ русских религиозных философов, постепенно формируя свое учение о диалогизме.
Материалы и методы. Методологическую базу исследования составили компаративистский и историко-философский подходы, а также системный подход, позволяющий рассматривать учение М. М. Бахтина о диалогическом мышлении как целостную систему.
Результаты исследования. Дается краткий обзор инновационных идей и положений, выдвинутых М. М. Бахтиным в разных сферах социального и гуманитарного знания (философия, культурология, литературоведение, лингвистика и др.). Подробно рассматриваются принцип диалогического мышления как главное методологическое открытие М. М. Бахтина и его философские аспекты.
Обсуждение и заключение. Обоснованы оригинальность и новизна положений учения М. М. Бахтина относительно других авторов, также занимавшихся разработкой идей диалогизма. Показаны принципиальные отличия концепций М. Бубера и Э. Гуссерля от учения М. М. Бахтина. У последнего диалогический подход является мегапарадигмой и универсальным методологическим принципом современного социогуманитарного познания.