Архив статей журнала
Актуальность исследования в области патентной активности в российских регионах обусловливается значимостью инновационной составляющей экономического роста, а также установленными целевыми показателями в Концепции технологического развития Российской Федерации до 2030 г. Цель исследования – определить возможные виды и направления патентной политики для различных групп регионов России с учетом факторов патентной активности.
Материалы и методы. Эмпирической базой для анализа послужили данные Всемирной организации интеллектуальной собственности и Федеральной службы государственной статистики за 2012‒2021 гг. Использована линейная регрессия для выявления ключевых факторов, влияющих на региональную патентную активность. Метод иерархической кластеризации позволил выделить группы регионов по их патентной активности.
Результаты исследования. Линейная регрессия показала статистически значимую зависимость региональной патентной активности от уровня И-активности организаций, количества активных абонентов фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет на 100 чел. населения и среднего значения внутренних затрат на исследования и разработки на 1 организацию в регионе. Методом иерархической кластеризации выделено 5 кластеров регионов: «Лидер», «Инновационные центры», «Регионы высокой технологичности», «Старые научно-исследовательские регионы» и «Регионы-аутсайдеры». Сформулированы определения региональной патентной политики и национальной патентной политики, представлены типологии государственной патентной политики.
Обсуждение и заключение. На основе эмпирического и теоретического анализа группам регионов были даны рекомендации по дальнейшим направлениям развития активной патентной политики. Результаты исследования могут быть использованы при разработке и реализации стратегий научно-технического развития регионов, а также будут полезны специалистам и государственным служащим, занимающимся регулированием патентной деятельности в регионах.
Проблема эффективности цифровой коммуникации губернаторского корпуса с обществом привлекает внимание многих ученых, однако работ с эмпирической верификацией предложенных различными авторами исследований моделей крайне мало, обоснование и научное осмысление объективной оценки эффективности цифрового диалога отсутствуют. Цель исследования – на основе эмпирических данных проанализировать и сравнить эффективность цифровой коммуникации глав регионов Центрального федерального округа и выявить ее сильные и слабые стороны.
Материалы и методы. Для оценки населением эффективности цифровой коммуникации глав регионов было проведено исследование, включающее 2 этапа. На первом этапе методом онлайн-опроса была произведена оценка респонзивности власти на запросы населения; второй этап реализован посредством мониторинга социальных сетей глав регионов Центрального федерального округа. В задачи второго этапа входил поиск ответов на вопросы о популярности региональной политики у населения, о соответствии информационной повестки глав регионов потребностям, которые артикулируются в региональных социальных пабликах, а также об оперативности реагирования на те или иные проблемные ситуации, возникающие на местах.
Результаты исследования. В ходе исследования выявлено, что в адрес руководителей регионов обращалась через социальные сети с жалобами и предложениями пятая часть респондентов. Определено, что примерно половина опрошенных затруднились оценить свою удовлетворенность направленным запросом; почти треть респондентов выразила удовлетворенность реакцией служб губернаторского корпуса. Опрошенные оценили работу губернаторов с преобладанием позитивных оценок по шкалам открытости и эффективности, а также оперативности. В то же время работа губернаторского корпуса в большей степени осуществляется по своей повестке (а не исходя из проблем простых людей), выполняется часто для галочки и с элементами имитации деятельности.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты позволяют отнести к числу наиболее важных компетенций губернатора включенность в современную онлайн-коммуникацию, его умение наладить постоянную и эффективную обратную связь с населением. Проведенный анализ демонстрирует, что названные качества пока выпадают из личностных приоритетов некоторых региональных руководителей. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов сравнительной оценки конструктивности интернет-коммуникации губернаторов регионов Центрального федерального округа с населением, слабые стороны и потенциал такого диалога.