Архив статей журнала

ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОРПУС ДЕТСКОЙ РЕЧИ КАК ИНСТРУМЕНТ ИССЛЕДОВАНИЯ АКТУАЛЬНОГО ГРАММАТИКОНА РЕБЕНКА (2024)
Выпуск: Т. 29 № 2 (2024)
Авторы: Красноперова Евгения Сергеевна

В статье рассматривается подход к моделированию актуального грамматикона на основе данных развития языковой личности в онтогенезе с использованием корпусных средств. Актуальный грамматикон, набор грамматических форм, на основе которых говорящий строит свою речь, может стать базой разработки новых методик обучения грамматике русского языка. Предмет данного исследования - моделирование актуального грамматикона ребенка средствами грамматического корпуса детской речи. Анализ грамматических закономерностей развития детской речи корпусными методами затруднен из-за отсутствия в открытом доступе готовых (размеченных) корпусов. Для решения данной задачи автором предпринята попытка создания аналога корпуса детской речи для исследования процесса усвоения грамматики в онтогенезе. Статистические данные о грамматических закономерностях детской речи, извлеченные из созданного корпуса, позволяют выявить и уточнить состав генетически более ранних грамматических форм и категорий, определить частотные грамматические формы и формы, находящиеся на периферии детской грамматической способности, усваиваемые поздно, остающиеся редкими в грамматиконе ребенка. Возможности корпуса проиллюстрированы на материале речи ребенка в возрасте от 2 до 3 лет: устанавливается состав детского грамматикона, выделяются наиболее актуальные для него грамматические оппозиции, отмечаются словоформы, наиболее востребованные в этот период речевого развития. Грамматический корпус детской речи используется как инструмент исследования грамматических закономерностей речи, позволяющий составить частотный грамматический профиль ребенка; выделить словоформы, составляющие ядро актуального грамматикона в рассматриваемый возрастной период; продемонстрировать вариативное и динамическое состояние актуального грамматикона.


Сохранить в закладках
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС ХХ-ХХI ВВ.: ПОИСКИ ЖАНРОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (2024)
Выпуск: Т. 29 № 2 (2024)
Авторы: Пономарева Елена Владимировна

В статье представлен анализ жанровых тенденций, которые определили характер развития национального литературного процесса в ХХ-ХХI вв. На основе сложившейся теории жанра, подготовленной в работах ведущих отечественных литературоведов и представленной в монументальных трудах Н. Л. Лейдермана, сделаны наблюдения за характером поведения малых и крупных прозаических форм в экспериментальные эпохи, проведены параллели между процессами, определившими логику жанрового развития в 1920-е годы и на рубеже ХХ-ХХI вв. В статье описаны векторы жанровой динамики и соответствующие им репрезентативные примеры жанровых моделей (как канонических, так и экспериментальных, как классических, так и новаторских, созданных в опоре на эстетические принципы различных художественных направлений, видов искусства, способов выражения). Автором сделаны выводы о факторах и принципах (трансформации, деформации и др.), определяющих жанровую динамику, а также зафиксированы жанровые модели, складывающиеся под влиянием авторского способа мышления (идиожанры, книги-альбомы и др.).

Сохранить в закладках
МОСКОВСКИЙ ЭПИЗОД "ЧЕВЕНГУРА" А. ПЛАТОНОВА КАК РОМАН В РОМАНЕ. РЕЦЕНЗИЯ НА СТАТЬЮ Н. П. ХРЯЩЕВОЙ "МОСКОВСКИЙ ЭПИЗОД “ЧЕВЕНГУРА” А. ПЛАТОНОВА КАК РОМАН В РОМАНЕ" (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС. 2023. Т. 28, №3. С. 187-201) (2024)
Выпуск: Т. 29 № 1 (2024)
Авторы: Плеханова И. И.

Методология рассмотрения фрагмента текста как отражения целого разнообразна – от традиционного определения места в композиции до системы фрактальной поэтики, разрабатываемой А. А. Дырдиным1. Исследование Н. П. Хрящевой предлагает решить проблему в аспекте психологии творчества, когда персонаж – протагонист творца, а эпизод, выделенный из общего течения событий, включается в целое по принципу дополнительности – отстранняя генеральную линию и обеспечивая многомерность философско-художественной концепции автора.

Сохранить в закладках
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС В ОПТИЧЕСКОЙ ПРИЗМЕ ИЗОЛЯЦИИ. РЕЦЕНЗИЯ НА КОЛЛЕКТИВНУЮ МОНОГРАФИЮ "ИЗОЛЯЦИЯ КАК ЛИТЕРАТУРНАЯ СИТУАЦИЯ" (УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ; РЕДАКТОР-СОСТАВИТЕЛЬ А. В. ТАГИЛЬЦЕВ. ЕКАТЕРИНБУРГ, УРГПУ, 2023. 346 С.) (2024)
Выпуск: Т. 29 № 1 (2024)
Авторы: Пономарева Елена Владимировна

В рецензии представлен комплексный анализ коллективного научного труда, направленного на изучение феномена изоляции как особой, полифонически репрезентируемой литературной ситуации, границы которой формируются под влиянием целого спектра явлений, порождающих специфические механизмы творчества. В представленном материале анализируются описанные авторским коллективом продуктивные филологические стратегии исследования различных форм изоляции, а также присущие данному явлению грани литературного творчества, отраженные в научных опусах авторского коллектива. На основе аналитических наблюдений делаются выводы о частных, периферийных, фоновых, а также о типологически обобщенных, стратегических проявлениях изоляции, к которым относятся специфика социокультурной ситуации, индивидуальное состояние автора, экстраполируемое на индивидуальные характеристики авторского сознания.

Сохранить в закладках