ISSN 2071-2405 · EISSN 2658-5235
Язык: ru

Статья: ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОРПУС ДЕТСКОЙ РЕЧИ КАК ИНСТРУМЕНТ ИССЛЕДОВАНИЯ АКТУАЛЬНОГО ГРАММАТИКОНА РЕБЕНКА (2024)

Читать онлайн

В статье рассматривается подход к моделированию актуального грамматикона на основе данных развития языковой личности в онтогенезе с использованием корпусных средств. Актуальный грамматикон, набор грамматических форм, на основе которых говорящий строит свою речь, может стать базой разработки новых методик обучения грамматике русского языка. Предмет данного исследования - моделирование актуального грамматикона ребенка средствами грамматического корпуса детской речи. Анализ грамматических закономерностей развития детской речи корпусными методами затруднен из-за отсутствия в открытом доступе готовых (размеченных) корпусов. Для решения данной задачи автором предпринята попытка создания аналога корпуса детской речи для исследования процесса усвоения грамматики в онтогенезе. Статистические данные о грамматических закономерностях детской речи, извлеченные из созданного корпуса, позволяют выявить и уточнить состав генетически более ранних грамматических форм и категорий, определить частотные грамматические формы и формы, находящиеся на периферии детской грамматической способности, усваиваемые поздно, остающиеся редкими в грамматиконе ребенка. Возможности корпуса проиллюстрированы на материале речи ребенка в возрасте от 2 до 3 лет: устанавливается состав детского грамматикона, выделяются наиболее актуальные для него грамматические оппозиции, отмечаются словоформы, наиболее востребованные в этот период речевого развития. Грамматический корпус детской речи используется как инструмент исследования грамматических закономерностей речи, позволяющий составить частотный грамматический профиль ребенка; выделить словоформы, составляющие ядро актуального грамматикона в рассматриваемый возрастной период; продемонстрировать вариативное и динамическое состояние актуального грамматикона.


Ключевые фразы: онтогенез, языковая личность, грамматикон, КОРПУСНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, корпус детской речи
Автор (ы): Красноперова Евгения Сергеевна
Журнал: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС

Идентификаторы и классификаторы

УДК
82.01/.09. Литературоведческие дисциплины
Для цитирования:
КРАСНОПЕРОВА Е. С. ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОРПУС ДЕТСКОЙ РЕЧИ КАК ИНСТРУМЕНТ ИССЛЕДОВАНИЯ АКТУАЛЬНОГО ГРАММАТИКОНА РЕБЕНКА // ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС. 2024. Т. 29 № 2
Текстовый фрагмент статьи