Архив статей журнала
Показаны направления изучения советских конституций в историко-правовой науке. Они изучаются в контексте истории российского конституционализма. Конституции являются важными источниками права и одновременно несут большую идеологическую нагрузку. Советские конституции являются ценными и информативными источниками по истории государства и права России. Выделяются стадии подготовки конституции, утверждения конституции, ее последующей эволюции. Наиболее активно изучена стадия подготовки конституции. Доступны многие архивные материалы, опубликованы проекты конституций. Тексты утвержденных конституций печатались отдельными изданиями, включены в сборники документов. Менее активно изучается стадия динамики конституционного текста, который трансформировался вследствие внесения редакционных правок, изменений и дополнений.
Представлен доклад автора на Всероссийской научно-практической конференции «Конституция и конституционализм в российской истории: опыт социально-политической трансформации)» (29 сентября 2023 г., Курск). Отмечается, что элитарный (либерально-западнический) конституционализм в России не имеет опоры в массах (в связи с проблемами цивилизационной идентичности элит). Конфликт между «конституционализмом меньшинств» и «демократией большинства» выступает причиной рецидивирующих кризисов системы взаимодействия власти и общества. Действия элит, не адекватные протоконституционным императивам массового правосознания, провоцируют системные кризисы. Русское правосознание (соответствующее ценностям Российской цивилизации) противостоит глобальному конституционализму (как попытке евроатлантической цивилизации навязать всему миру свои стандарты). По мнению автора, Конституция должна соответствовать реальному конституционализму (конституционализму демоса, а не конституционализму демократов). В частности, необходимо отменить запрет на государственную идеологию (на национальную идею).
В статье на примере Основных законов Российской империи от 23 апреля 1906 г., Конституции РСФСР 1918 г., Конституций СССР 1924, 1936 и 1977 гг., а также Конституции Российской Федерации 1993 г. выявляются формы обращения к историческому прошлому. Сделан вывод о том, что Россия имеет опыт рассмотрения исторического прошлого и как опоры конституционного развития, и как негатива, который должен быть преодолён. Показано значение того, в какой части Конституции содержатся отсылки к истории. Выделены традиционные формы обращения к историческому прошлому, которые были использованы в современной Конституции России, а также новые подходы.
Вопросы осмысления и интерпретации специфики федеративного устройства СССР по-прежнему остаются одними из наиболее актуальных для современной отечественной теории и истории государства и права. Становление и развитие современного Российского федерализма во многом обусловлено советским опытом государственного строительства и спецификой складывающейся на протяжении десятилетий системы государственного управления и федеративных отношений в СССР. Целью работы является анализ советской федеративной модели как уникального явления государственно-политической истории СССР и выявление отдельных, наиболее существенных теоретических основ советского федерализма. Основная задача работы - исследование наиболее значимых особенностей советской модели федеративного устройства, анализ которых позволяет характеризовать советский федерализм как уникальный конституционно-правовой феномен. Основными методами исследования являются формально-юридический, сравнительно-правовой, сравнительно-исторический, метод правового моделирования, метод юридико-логического анализа и системно-структурный подход. Советский федерализм выступает как уникальный конституционно-правовой феномен, вызванный к жизни государственно-политическим развитием Российского государства в советский период. Советский федерализм носил конституционный и объединительный характер. Одним из его значимых качеств являлась необратимость в устройстве советской федерации. При этом, несмотря на факт закрепления советскими конституциями права союзных республик на свободный выход из состава Союза, с точки зрения конституционной теории Советский Союз предстает как единое и неделимое федеративное государство, цели создания и государственно-политическая организация которого не предполагала последующего изменения своей территории. Нормы о добровольности объединения союзных республик в одно государство, об обстоятельствах, послуживших такому объединению, а также государственном единстве советского народа имели в советских конституционных актах несомненный приоритет.