НАУЧНО-СПОРТИВНЫЙ ЖУРНАЛ
Архив статей журнала
Специализированная подготовка в единоборствах и боевых искусствах спортсменов различных весовых категорий предусматривает применение современных и эффективных методов, форм и подходов, которые позволяют добиться существенного прогресса в вопросах развития физических качеств и двигательных способностей, что определяет успешность овладения и совершенствования технико-тактических приемов. Показано, что круговая тренировка рассматривается лишь в отдельных трудах по каратэ и не представляет собой универсальную теорию и методику, которая определяет специализированность тренировочных воздействий с учетом весовых категорий юношей 12-13 лет. Цель исследования – оценить влияние метода круговой тренировки на функциональную подготовленность юношей 12-13 лет в каратэ. Результаты анализа темпов прироста функциональной подготовленности свидетельствует о том, что в результате разработки структуры и содержания специализированной подготовки на основе метода круговой тренировки и ее внедрения в многолетний тренировочный процесс бойцов 12-13 лет удается существенно повысить показатели общей и специальной физической подготовленности, а также функционального состояния спортсменов легкой и тяжелой весовой категории. Полученные результаты доказывают высокую эффективность предлагаемого подхода при организации тренировки юношей 12-13 лет в каратэ.
Добиться высокого уровня разносторонней подготовленности спортсменам в каратэ позволяет разнообразие различных двигательных действий, приближая данный вид боевых искусств к эффективному средству тренировки различных категорий занимающихся. Существенное значение имеет совершенствование функциональной подготовленности и психофизиологических характеристик с учетом особенностей спортсменов за счет специализированной подготовки, которая обеспечивает конкретное воздействие тренировочных средств на определенные стороны спортивной подготовленности юношей 12-13 лет различных весовых категорий в каратэ. Проведенная психофизиологическая диагностика позволяет констатировать, что также существует достаточно высокий потенциал для повышения психомоторных способностей юношей 12-13 лет легкой и тяжелой весовой категории в каратэ при организации специализированной подготовки, которая обеспечивает сбалансированное совершенствование различных компонентов психомоторных способностей бойцов.
Применение методов математической статистики в спорте позволяет интерпретировать полученные результаты в процессе изучения различных компонентов подготовленности спортсменов. Исследования в спортивных единоборствах и боевых искусствах предусматривают весь спектр применения математической статистики, однако применение факторного анализа для исследования ведущих компонентов, определяющих направленность спортивной тренировки не нашло своего должного отражения. В статье представлены результаты интеркорреляционного анализа показателей спортивной подготовленности юношей 12-13 лет в каратэ с целью определения степени вклада каждого параметра в конкретный фактор, определяющий компонентную структуру специализированной подготовки испытуемых. Показано, что многолетняя подготовка спортивного резерва в каратэ должна строиться с учетом индивидуальных показателей спортивной подготовленности, которые могут дать полное представление о состоянии спортсмена и эффективности тренировочных воздействий в годичном цикле подготовки. Анализ весовых категорий и динамики компонентов подготовленности юношей 12-13 лет, занимающихся каратэ, в процессе годичного тренировочного показал, что они служат основой для эффективной разработки структуры и содержания специализированной подготовки на основе применения метода круговой тренировки, которая позволит обеспечить повышение уровня подготовленности и спортивного мастерства в соревновательной деятельности.
Повышение уровня специализированной подготовленности юношей 12-13 лет, занимающихся каратэ, необходимо осуществлять с учетом легкой и тяжелой весовой категории в процессе целенаправленных занятий по методу круговой тренировки, которая позволяет обеспечить целенаправленное воздействие на физический, функциональный, психомоторный и технико-тактический компонент подготовленности спортсменов.