ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
Архив статей журнала
Мир вошел в коридор турбулентности: высокий уровень неопределенности нынешней транзиторной фазы миропорядка вследствие деформации (под давлением внешней изменившейся среды) институционально-правовой системы, сложившейся после окончания Второй мировой войны и претерпевшей всего лишь «косметический ремонт» после завершения «холодной» стадии биполярного противостояния, привел к тому, что феномен упорядоченности мировой матрицы растворился в бурных водах международных отношений. Любая трансформация - это путешествие без конечного пункта назначения, однако «схлопывание» миропорядка, которое фактически мы наблюдаем, - процесс намного более непредсказуемый и масштабный. Возвращение стратегической конкуренции держав, глобальный кризис лидерства, наличие крупномасштабного «горячего» конфликта в центре Европы делают «схлопнувшийся» миропорядок похожим на мир рубежа XIX-XX вв. с его безжалостным столкновением национальных интересов и острым соперничеством за ресурсы. Однако ДНК эпохи определяется уникальным набором маркеров (феноменов), поэтому анализ данной комбинации позволит нам не только увидеть весь «геном» целиком, но и артикулировать глобальные риски нынешней стадии преобразования мировой системы.
Статья посвящена анализу расстановки политических сил и динамики популярности кандидатов перед президентскими выборами 2022 г. во Франции. Исследование позволяет сделать вывод о том, что череда кризисов и экстраординарных ситуаций самого разного характера в конечном итоге усилила позиции исполнительной власти, и действующий президент Макрон сохраняет наилучшие среди всех кандидатов шансы на переизбрание. Автор подчеркивает, что к доминированию Э. Макрона на политическом поле привел осуществляемый последним синтез левых и правых идей и фрагментация политического предложения.
В статье продолжено исследование развития ситуации в Сахаро-сахельском регионе и попытки Франции и других внешних участников урегулировать этот комплексный, многоаспектный конфликт. Как и ранее, особое внимание уделяется военному, военно-техническому измерению взаимодействия Франции с европейскими и региональными партнерами по борьбе с террористическими и джихадистскими группировками.
В статье анализируется череда прошедших весной-летом 2021 г. саммитов «коллективного Запада», ставших отражением унификации подхода союзников к России и Китаю, рассматриваемых в качестве автократической угрозы для западной демократии и системы ценностей. Предложенная Западом формула взаимоотношений с РФ и КНР звучит как стратегическое сдерживание плюс сохранение диалога по определенному кругу вопросов. Формат контактов при этом предполагается разный: речь идет, образно говоря, о диалоговом окне для Пекина и форточке для Москвы. Автор приходит к выводу, что формирование единой позиции «коллективного Запада» было детерминировано новой внешнеполитической доктриной администрации Дж. Байдена, которая представляет собой переход от попыток силовой трансформации существующего миропорядка путем мультипликации демократий к точечному присутствию, обусловленному национальными интересами США и предложенной ими в качестве регулятора международных отношений защиты либеральных ценностей «коллективного Запада» от автократий. Подробно анализируются причины формирования новой внешнеполитической стратегии Соединенных Штатов, а также первые шаги, предпринятые в рамках последней: вывод американских войск из Афганистана и создание блока AUKUS.
8 мая 2018 г. Д. Трамп анонсировал выход США из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), или так называемого Ядерного соглашения по Ирану1 , которое было подписано в июне 2015 г. после десятилетних изматывающих переговоров. Согласно этому документу, Иран брал на себя обязательство вывезти за пределы территории страны 98% обогащенного урана (хранить у себя можно было не более 300 кг), снизить с 20 до 5 тысяч общее число центрифуг для обогащения, не производить используемый для создания ядерного заряда обогащенный уран и обеспечить беспрепятственный мониторинг инспекторов Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Со своей стороны, США и Европейский союз частично сняли санкции с Ирана, предоставив ему возможность продавать свою нефть на международном рынке и пользоваться глобальной финансовой системой. Также были разблокированы счета иранского правительства в зарубежных банках на сумму свыше 100 млрд долл.