ISSN 1996-5648 · EISSN 2658-3844
Языки: ru · en

ВЕСТНИК ЯРОСЛАВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. П. Г. ДЕМИДОВА. СЕРИЯ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Архив статей журнала

ДИНАМИКА ВУЗОВСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЦЕЛЕВОМУ ДОГОВОРУ (2024)
Выпуск: Том 18. № 1 (67) (2024)
Авторы: Тимофеева Юлия Николаевна, Воронова Татьяна Анатольевна

В статье на основании лонгитюдного исследования анализируется динамика социального, дидактического и профессионального компонентов вузовской адаптации студентов, обучающихся по целевому договору в медицинском вузе с первого курса обучения по третий. Констатируется, что уровень социальной адаптации в вузе является наименее выраженным на первом курсе - первоначальном этапе вхождения в вузовскую среду. Выявлено снижение дидактического компонента вузовской адаптации на втором курсе обучения. Статистически достоверный положительный сдвиг в выраженности профессионального компонента адаптации в вузе отмечен у студентов, обучающихся по целевому договору к третьему курсу обучения.

Сохранить в закладках
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ЭКСПЕРТИЗЕ КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (2024)
Выпуск: Том 18. № 2 (68) (2024)
Авторы: Русанова Лилия Сергеевна

Оценка качества специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в детских садах и школах вызывает исследовательский интерес психологов. В статье рассматриваются результаты анализа создания специальных условий, раскрыта значимость психолого-медико-педагогических комиссий и психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций, установлены детерминанты, повышающие эффективность психолого-педагогической помощи ребенку и его семье.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОЙ СИСТЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ И РЕФЛЕКСИВНОСТИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (2024)
Выпуск: Том 18. № 2 (68) (2024)
Авторы: Токарева Валентина Борисовна

В статье рассматривается роль репрезентативной системы восприятия молодых людей и способов рефлексивности. На основе теоретического и эмпирического анализа автором было изучено, что в зависимости от модальности восприятия субъекта будет возможен определенный дифференцированный тип рефлексии, а именно системная рефлексия, ретрофлексия и квазирефлексия. Были установлены взаимосвязь между показателями интроспекция и аудиальная система восприятия, обратная взаимосвязь между показателями интроспекция и дигитальная система восприятия, обратная взаимосвязь между показателями квазирефлексия и дигитальная система восприятия и прямая взаимосвязь между показателями интроспекции и аудиальная система восприятия у молодых людей.

Сохранить в закладках
СТРУКТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СИНДРОМА СНИЖЕНИЯ КОГНИТИВНОСТИ (2024)
Выпуск: Том 18. № 3 (69) (2024)
Авторы: Карпов Анатолий Викторович, Башкин Михаил Валерьевич

Представлены результаты исследования влияния цифровизации на формирование и развитие одной из основных подсистем психики - когнитивной. Выявлено существенное по степени и комплексное по характеру детерминационное влияние цифровизации на ее формирование. Показано, что оно осуществляется на двух основных и взаимодополняющих друг друга уровнях - аналитическом и структурном. Сущность аналитического уровня детерминации состоит в том, что в целом имеет место значимое снижение степени сформированности отдельных компонентов когнитивной подсистемы - базовых когнитивных процессов и соответствующих им качеств. Специфика структурного уровня детерминации состоит в том, что аналогично также значимые и существенные трансформации осуществляются и в плане общей организации - структурированности и интегрированности этих компонентов в целостность. На базе этого обосновано положение, согласно которому установленный ранее синдром снижения когнитивности включает в себя не только редукцию отдельных параметров когнитивной подсистемы, но и трансформацию их общей структуры. Вместе с тем важной специфической закономерностью структурных трансформаций когнитивной подсистемы под влиянием факторов цифровизации является то, что она развертывается в основном в плане изменения степени - меры ее организованности и интегрированности, а не в плане ее качественных перестроек. Она, напротив, остается достаточно инвариантной и резистентной по отношению к детерминационному влиянию факторов цифровизации.

Сохранить в закладках
ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ (2024)
Выпуск: Том 18. № 3 (69) (2024)
Авторы: Власов Никита Анатольевич

В статье рассматривается понятие психики в отечественной дореволюционной психологии. В ходе исследования были изучены основные значения концепта «психика» («душа») с точки зрения трех направлений в дореволюционной психологии (эмпирического, философского и естественнонаучного) при помощи сравнительно-исторического и библиографического методов, категориального анализа. Источниковую базу исследования составили монографии, учебники и статьи ведущих российских психологов с 1900 по 1917 год включительно. В результате исследования было установлено, что в отечественной дореволюционной психологии отсутствовала единая трактовка понятия психики, как это будет позже, начиная с середины 1930-х годов в советской психологии; также было обнаружено, что эта трактовка зависела от методологической ориентации представителей трех направлений в российской психологии указанного периода: отказа от непосредственного использования понятия психики в эмпирической психологии, понимания души как внутреннего мира человека в философской психологии, понимания психики как адаптивного приспособления, имеющего субъективную и объективную стороны, в естественнонаучной психологии.

Сохранить в закладках
ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПЕДАГОГОВ: ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР (2024)
Выпуск: Том 18. № 3 (69) (2024)
Авторы: Конева Елена Витальевна, Рощина Галина Овсеповна

Симуляционные методы обучения активно применяются в подготовке врачей и в клинической практике, но в контексте высшего педагогического образования их масштабное рассмотрение началось относительно недавно. Важно интегрировать опыт деловых и ролевых игр, потенциал метода кейсов и возможности виртуальных пространств для создания когнитивной и коммуникативной среды обучения педагогов, работающих с различным контингентом учащихся. В статье представлены зарубежные публикации, посвященные этим проблемам.

Сохранить в закладках