ВЕСТНИК ЯРОСЛАВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. П. Г. ДЕМИДОВА. СЕРИЯ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Архив статей журнала
Статья раскрывает отдельные аспекты проблемы психологического благополучия студентов. На примере студентов-психологов рассматривается феномен внутриличностного конфликта как одного из факторов, влияющих на эффективность образовательной деятельности в вузе. Авторами приведены результаты исследования специфики внутриличностных конфликтов у студентов-психологов и особенностей их трансформации на этапах обучения в вузе. Определена частота возникновения у студентов внутриличностных конфликтов в различных жизненных сферах. Выявлена динамика развития исследуемого типа конфликтов студентов. Описаны индивидуальные свойства личности студентов, связанные с их внутриличностными конфликтами.
Представлены результаты исследования влияния цифровизации на формирование и развитие одной из основных подсистем психики - когнитивной. Выявлено существенное по степени и комплексное по характеру детерминационное влияние цифровизации на ее формирование. Показано, что оно осуществляется на двух основных и взаимодополняющих друг друга уровнях - аналитическом и структурном. Сущность аналитического уровня детерминации состоит в том, что в целом имеет место значимое снижение степени сформированности отдельных компонентов когнитивной подсистемы - базовых когнитивных процессов и соответствующих им качеств. Специфика структурного уровня детерминации состоит в том, что аналогично также значимые и существенные трансформации осуществляются и в плане общей организации - структурированности и интегрированности этих компонентов в целостность. На базе этого обосновано положение, согласно которому установленный ранее синдром снижения когнитивности включает в себя не только редукцию отдельных параметров когнитивной подсистемы, но и трансформацию их общей структуры. Вместе с тем важной специфической закономерностью структурных трансформаций когнитивной подсистемы под влиянием факторов цифровизации является то, что она развертывается в основном в плане изменения степени - меры ее организованности и интегрированности, а не в плане ее качественных перестроек. Она, напротив, остается достаточно инвариантной и резистентной по отношению к детерминационному влиянию факторов цифровизации.