МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ
Архив статей журнала
В российском образовательном пространстве назрела необходимость разработки профессионального курса корейского традиционного исполнительского искусства в опоре на понимание педагогических принципов отечественного музыкального образования и с учётом закономерностей восприятия обучающимися малознакомой музыки. В данной статье обсуждаются психолого-педагогические подходы к построению модели освоения русскоязычными студентами традиционного музыкального искусства Кореи в высших учебных заведениях: цивилизационно-культурологический, парадигмально-педагогический, интонационный и культурно-антропологический. Представлены традиционные жанры и периодизация трансформаций способа передачи опыта в традиции Ёнхи; раскрываются ценностные основания для создания педагогических условий освоения корейского традиционного искусства; обоснованы методы обучения искусству игры на корейских барабанах Самульнори. Специфические элементы содержания обучения искусству Самульнори: преподавание корейской культуры и этикета, правил взаимоотношений и поведения между преподавателем и учеником, старшим и младшим; подготовка учебного места для занятия; правильная посадка и нахождение у инструмента; одежда для занятий; коллективность (общность) практики; знание названий музыкальных инструментов и их особенностей; правильное понимание и использование Хохыпа (синхронизированного дыхания); владение импровизацией; умение использовать игровые палочки; своевременно обращаться к корейским нотам и читать их. Представлены этапы апробации модели освоения корейского традиционного исполнительского искусства в опытно-экспериментальной работе со студентами разного музыкально-образовательного статуса относительно имеющегося у них опыта в данной сфере.
В статье рассматривается эмоционально-волевая саморегуляция в музыкально-исполнительской деятельности младших школьников. Актуальность темы обусловливается необходимостью умения произвольно управлять собственными действиями и эмоциональным состоянием в процессе игры на музыкальном инструменте. Целью работы является рассмотрение теории и практики формирования эмоционально-волевой саморегуляции у учащихся детской школы искусств. Авторы характеризуют эмоционально-волевую саморегуляцию с научно-теоретических позиций психологии и педагогики; её роль в деятельности пианиста; результаты диагностического исследования и мероприятий по формированию эмоционально-волевой саморегуляции у учащихся младших классов фортепианного отделения детской школы искусств. Оригинальность предлагаемых мероприятий состоит в сочетании на уроке специальности упражнений в игровой и соревновательной форме на основе критериев оценки эмоционально-волевой саморегуляции у младших школьников (слухового самоконтроля, эмоциональной идентификации, управления собственным эмоциональным состоянием).