ИНТЕРАКЦИЯ. ИНТЕРВЬЮ. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Архив статей журнала
Разговор о поколениях обычно сводится к людям, молодость которых совпадает с «настоящим» временем. С нарастающим интересом обсуждаются проблемы и запросы тех молодых, которые демонстрируют видимые отличия от предыдущих поколений и вызывают у взрослых тревоги или надежды. Поколение Х - это из прошлого, молодость российских «иксов» падает на конец XX, начало XXI века, если ориентироваться на принятую поколенческую хронологию. Актуальность разговора о поколении Х можно связать с набирающей популярность дискуссией о «девяностых», о героях и антигероях времени перемен, ожиданий и разочарований. Последние 10-15 лет главными героями поколенческой драмы остаются миллениалы и «зумеры», внимание медиа, вслед за маркетологами, начинает поворачиваться к поколению «альфа». Поколение Х затеряно между беби-бумерами и миллениалами и почти забыто. В фокусе статьи - конец прошлого и начало ХХI века, постсоветские/российские «иксы», молодежь, рожденная в 1960-х - 1980-х годах. Обращение к материалам исследований и проектов того времени позволяет сфокусироваться на характеристиках молодежи, которой было тогда «двадцать с чем-то». Взгляд в прошлое с дистанции в 30 лет поможет увидеть то, что могло выпасть из поля зрения, и обнаружить в настоящем следы культурной активности той молодежи. В статье внимание обращено на особенности молодости «иксов», на символические и реальные битвы на культурных молодежных сценах того времени, на принятие или сопротивление дискурсивному конструированию молодежной идентичности в политическом, медийном и академическом поле. Для более тонкого сегментирования особенностей противостояний на молодежных культурных сценах того времени выделяются «ранние иксы» - молодежь 1990-х годов, «средние иксы» - молодежь начала ХХI века и «поздние иксы», молодость которых пришлась на переход от первого ко второму десятилетию ХХI века. Для фиксации этих различий используются отсылки к исследовательским проектам, реализованным в те годы, а также к публикациям, посвященным их результатам.