ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Архив статей журнала
Актуальность научной статьи обусловлена ролью педагогического знания в управленческой деятельности руководителя органов внутренних дел Российской Федерации. Современная управленческая деятельность руководителя органа внутренних дел диктует необходимость уточнения понятийно-терминологического аппарата педагогического компонента системы управления. Деятельность руководителей органов и подразделений внутренних дел сопряжена со взаимоотношениями с людьми (коллективом) - соответственно этому направлению управленческой деятельности отводиться достаточно значимое место. Любой руководитель в процессе управления людьми решает не только управленческие задачи, но и применяет в своей деятельности большой спектр кадровых технологий, связанных с использованием применения педагогических подходов. От управленческой и педагогической компетенции руководителей органов внутренних дел во многом зависит как укрепление законности и правопорядка, так и отношение населения к сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации. Постановка проблемы: какова сущность педагогических функций современного руководителя органов внутренних дел Российской Федерации с учетом новых реалий в жизни российского общества, мировых политических тенденций? Цель исследования: выявить педагогические функции руководителя органа внутренних дел Российской Федерации как составляющие педагогического содержания его управленческой деятельности.
Методы исследования: общенаучные и частнонаучные методы и подходы: системный, сравнительный, структурно-функциональный, аналитический, формально-логический и другие общие и частные методы познания правовой действительности. Результаты и ключевые выводы: педагогическая компетенция руководителя органов внутренних дел реализуется в его педагогических функциях. Среди этих функций выделяются следующие: - разъяснение сотруднику смысла непрерывного самосовершенствования и помощь в его осуществлении; - разъяснение сотруднику смысла следования в службе и жизни цивилизованным социальным, нравственным, поведенческим ценностям и предписаниям; - разъяснения и углубление смысла службы в органах внутренних дел; - педагогическая организация близких и далеких перспектив.
Актуальность. Современная государственная политика Российской Федерации направлена на сохранение и укрепление традиционных духовных нравственных ценностей. В июле 2021 г. в Стратегии национальной безопасности России Указом Президента Российской Федерации укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей было обозначено в качестве национальных интересов. 9 ноября 2022 г. был издан Указ Президента Российской Федерации № 809, закрепляющий защиту традиционных российских духовно-нравственных ценностей как одну из задач по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации на ближайшее десятилетие. Решение данной задачи находит свое отражение в характере требований, предъявляемых к сотрудникам правоохранительных органов в современных условиях. Происходит переосмысление профессиональных задач, нравственных требований, в том числе к профессиональной этике сотрудников органов внутренних дел. От полицейского сегодня требуются не только специальные знания и навыки, но и высокий уровень нравственных качеств. В связи с этим воспитание у сотрудников полиции нравственной позиции становится одним из главных направлений в работе с личным составом органов внутренних дел. Проблема. Каковы содержание нравственной позиции как психолого-педагогического феномена, ее роль как регулятора поведения, и каким образом ее можно воспитать у сотрудника органов внутренних дел? Целью данной работы является раскрытие содержания нравственной позиции сотрудника органов внутренних дел, определение педагогических факторов становления и развития профессионально-нравственной позиции сотрудника полиции.
Методы: системный подход, личностно-ориентированный подход.
Выводы. 1. Воспитание нравственной позиции сотрудника полиции - актуальная педагогическая цель работы с личным составом органов внутренних дел. 2. Основой нравственной позиции выступают моральные нормы и ценности, которые осознаются и принимаются человеком как личностно значимые. Нравственная позиция представляет собой внутренние правила, убеждения, принципы, ценности, которым человек ежедневно следует. Нравственная позиция сотрудника полиции включает в себя осознание профессии полицейского, корреляцию личных ценностей с нравственными ценностями службы, профессионально-нравственное самосознание. 3. Социальная среда, собственный опыт, приобретенный в общении с другими людьми, пример руководителя, личностное саморазвитие и самоанализ - основные факторы воспитания нравственной позиции сотрудника органов внутренних дел.