ВОПРОСЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ
Архив статей журнала
В статье проблема посткапитализма решается с точки зрения понятия человека. Человек рассматривается как диалектика единичного, особенного и всеобщего определений. С этой точки зрения понятие «человек» выступает как отдельный индивид (единичное), так и как нации, классы, профессии, конфессии (особенное) и всё человечество в целом (всеобщее). Общественная формация является важнейшей особенной формой человека. Утверждается, что сущностью человека является творчество. Творчество содержит в себе практическое и теоретическое отношения человека к миру и себе самому как потенциальные моменты. В ходе исторического развития человек сотворяет свое тело, продукт и дух. Соответственно, выделяются и анализируются три исторические эпохи: эпоха доминирования тела человека, эпоха доминирования продукта человека, эпоха доминирования духа человека. Эти три эпохи тождественны первичной, вторичной и третичной общественным формациям. Такой подход меняет понимание структуры общественной формации. Экономический базис, в соответствии с предлагаемой логикой определений человека, имеет только вторичная общественная формация, т.к. в эту эпоху доминирует продукт человека. Базис первичной общественной формации образует система родовых отношений в силу доминирования тела человека. Господство человеческого духа делает базисом третичной общественной формации духовные отношения. Формулируется вывод, что переход от вторичной формации, где господствует продукт, к третичной, в которой доминирует дух, займет исторически длительный период времени. Следовательно, посткапитализм (и постсоциализм) выступит как еще одна формация внутри вторичной, как проявление и оформление ее упадка. Эта формация будет основана на частной собственности и эксплуатации.
В политико - экономической литературе на сегодняшний день можно выделить два основных направления в оценке изменений капитала в процессе исторического развития, его перспектив и потенциальных возможностей в будущем. В рамках одного направления утверждается, что капитал с учетом технологических, организационных и других факторов изменил свою суть, трансформировав жесткую стратегию максимизации прибыли в социальные ориентиры и показатели. Также есть попытка обоснования более гуманного отношения капитала к его основному контрагенту - труду. Представители второй точки зрения признают количественные и качественные изменения в эволюции капитала, но отрицают сущностные изменения в деятельности и стратегии капитала. Автор поддерживает вторую точку зрения и выдвигает ряд важных дополнительных аргументов в изменении содержания капитала, его различных форм и функций, но сохранении субстанции капитала как явления. Например, выдвигается положение о кооперации капиталов и изменении конфигурации его воспроизводственной структуры, возникновении переходных институтов и формировании условий для извлечения различных видов ренты, архаизации отношений, возникновении отношений неоимпериализма и пр.
В условиях обострения противоречий капитализма, вызванных кризисом неолиберализма и деглобализацией, в мире растет популярность реакционных, ультраправых, фашистских идей. Наряду с этими тенденциями наблюдаются процессы социализации капитализма, что может выражаться в увеличении доли социальных расходов в бюджетах, в росте доли национального дохода в пользу трудящихся, в разрешении экологических проблем под нажимом общественности и т.д. В статье рассматриваются причины возникновения противоречащих друг другу тенденций: рефеодализации и социализации капитализма. С диалектической точки зрения объясняются возможные направления развития: в сторону прогресса либо попятного движения. В статье показано, что процессы социализации коррелируют с долгосрочными и среднесрочными циклами глобализации, где в основе первых лежат системные циклы накопления капитала Дж. Арриги, а в основе вторых - смена технологических укладов. Потребность в социализации возрастает в периоды деглобализации и снижается в периоды глобализации. При этом долгосрочные и среднесрочные волны глобализации могут накладываться друг на друга, усиливая или ослабляя тенденции социализации. Рассмотрены потребности в социализации экономик стран центра и периферии капиталистической мир - системы. Первые вынуждены развивать творческий труд и привносить социалистические элементы в экономику, так как требуется осваивать высокотехнологичные производства, тогда как периферия, эксплуатируя дешевую рабочую силу, способна подавлять социализацию и идти по пути регресса. В целом история развития производственных отношений капитализма показывает их высокую жизнеспособность и адаптивность, прежде всего за счет социализации.