Архив статей журнала
Представлен комплексный анализ складывающейся динамики, связанной с интеграцией цифровых технологий в рамки молодежной политики в Российской Федерации. Особое внимание уделено преобразующему воздействию цифровизации на механизмы вовлечения молодежи, институциональное управление и участие молодого поколения в социально-политических процессах. Подчеркнут значительный рост использования сети «Интернет» молодежью, сопровождающийся выраженным переходом в потреблении информационного контента – от традиционных вещательных средств массовой информации к цифровым платформам. Примечательно, что примерно 65 % молодых граждан Российской Федерации в настоящее время преимущественно пользуются интернет-источниками новостей и общественно-политической информации. Рассмотрены процессы внедрения инструментов цифрового управления в структуру государственной молодежной политики. Это включает разработку и внедрение онлайн-платформ и интерактивных сервисов, направленных на содействие гражданской интеграции, добровольчеству и конструктивному социальному диалогу. Использовались эмпирические данные для изучения моделей и траекторий вовлечения молодежи в социально значимые волонтерские инициативы с учетом взаимодействия между цифровой инфраструктурой и политической социализацией. Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что цифровая эпоха не только привела к пересмотру методов реализации молодежной политики, но и ускорила изменение ее стратегических приоритетов. Это требует постоянной институциональной перестройки в соответствии с быстро меняющимися моделями цифрового взаимодействия и ценностными ориентациями нового поколения. Выводы исследования обеспечивают концептуальную и эмпирическую основу для дальнейшего развития адаптивной, ориентированной на будущее архитектуры государственной молодежной политики, которая эффективно реагирует на требования цифровой среды.
Рассмотрены вопросы, связанные с проблемой проведения трансграничных платежей в условиях санкционных ограничений. Исследованы формы денег, которые использовались в различные периоды времени в расчетах между государствами в условиях ограничений. Изучены вопросы решения проблемы проведения трансграничных платежей на основе заключения между государствами монетных союзов. Рассмотрена деятельность монетных союзов, представлена их определенная типологизация. Исследовано применение в платежных средствах эффектов биметаллического, золотого и иных стандартов при их использовании в трансграничных платежах. Проанализированы причины появления и последствия применения биметаллического и золотого стандартов в денежных средствах при проведении межгосударственных расчетов. Проанализированы возможности использования различных форм денег в современных условиях при проведении трансграничных платежей в рамках санкционных ограничений. Изучены товарная, наличная, безналичная и цифровая формы денег. В процессе анализа выявлены существующие ограничения по их применению в трансграничных платежах в условиях санкций. Отдельно рассмотрены перспективы использования цифровых денег, в том числе частных и государственных, при проведении данных трансграничных платежей. Исследованы проекты по использованию в условиях санкционных ограничений цифровых государственных денег. Сделан вывод о локальности их применения и необходимости искать иные платежные средства, позволяющие в той или иной мере обойти имеющиеся санкционные ограничения. Для этого предложено использовать децентрализованные платежные средства на основе драгоценных металлов.
Проанализированы и обобщены факторы и механизмы динамики глобального экономического роста на современном этапе. За последние десятилетия многие детерминанты усилили неопределенность в развитии мировой экономики, воздействуя на снижение совокупной факторной производительности через разные каналы. Целью настоящего исследования является оценка механизмов замедления и дивергенции глобального экономического роста, существенно ограничивающих устойчивое социально-экономическое развитие в масштабах мирового хозяйства, а также обсуждение сценариев и путей предотвращения замедления глобального роста. Обсуждены вызовы этого замедления для устойчивости мировой экономики, систематизированы новые тренды роста, проявившиеся в 2022–2024 гг. Дополнительным аспектом исследования стала оценка негативных рисков глобального экономического роста в перспективе, связанная с нынешними опасениями по поводу продолжающейся инфляции и рецессии. Определены механизмы, обусловливающие дивергенцию и неопределенность роста, в том числе на примере динамики, наблюдаемой в отдельных странах, и оценки экономической политики, реализуемой в этих странах (в том числе в части противодействия инфляции). Представлены несколько сценариев глобального экономического роста на среднесрочную перспективу, предполагающие реализацию возможностей по предотвращению замедления роста. Если в среднесрочной перспективе рост будет замедляться, это окажет негативное воздействие на конвергенцию доходов между государствами, поскольку бедным странам будет все сложнее догнать богатые. Имеют место распределительные последствия замедления роста в среднесрочной перспективе для глобального неравенства и благосостояния.
В условиях санкционных вызовов стремления Российской Федерации к экономическому суверенитету, необходимости выполнения задач технологической независимости отсутствие единого понятия дефиниции «научно-технологический потенциал региона» и методического подхода к оценке эффективности научно-технологического потенциала региона приводят к сложностям и ошибкам в разработке региональной политики и, следовательно, дальнейшего развития.
Цель настоящего исследования – разработка авторской методики оценки эффективности научно-технологического потенциала региона. Методологической базой исследования послужил комплексный подход, включающий ряд методов: анализ, синтез, исторический и контент-анализ. Научная новизна настоящего исследования состоит в уточнении понятия научно-технологического потенциала региона, а также в разработке системы показателей для оценки его эффективности и авторской методики для этой оценки. Уточнено определение научно-технологического потенциала региона как совокупности кадровых и иных ресурсов, инфраструктурного обеспечения, наилучших результатов в сфере научной, инновационной, технической и технологической деятельности региона, изменяющихся в территориальном пространстве и во времени с целью повышения устойчивого развития, конкурентоспособности региона и достижения его стратегических целей. Определена система показателей оценки эффективности научно-технологического потенциала региона, объединенная в четыре группы: кадровое обеспечение, ресурсное обеспечение, инфраструктурное обеспечение, научная, технологическая, техническая и инновационная деятельности региона. Сформирован поэтапный алгоритм реализации авторской методики расчета индекса эффективности научно-технологического потенциала региона. Представленное исследование является необходимым этапом для постановки и последующего решения народнохозяйственных задач – оценки результативности научно-технологического потенциала региона и разработки региональной политики научно-технологического развития.
Инфраструктурный потенциал инновационной экосистемы региона становится определяющим фактором экономического роста и технологического развития территорий в условиях жесточайшей межрегиональной конкуренции как внутри страны, так и на международном уровне. Реализация стратегий «умной» специализации регионов, направленных на повышение инновационной восприимчивости территорий, снижение инновационной резистентности, преодоление «эффекта колеи», повышение абсорбционной способности территорий в сфере инноваций, актуализирует задачу поиска оптимального методологического инструментария для оценки инфраструктурного потенциала инновационных экосистем. Целью настоящего исследования является систематизация теоретических моделей и методических подходов к оценке инфраструктурного потенциала инновационной экосистемы региона, выявление проблем и определение направлений совершенствования методик. Проведенный обзор методик оценки инфраструктурного потенциала выявил их значительное разнообразие: результатный подход с учетом трансакционных издержек, анализ производственных функций и корреляционных связей, интегральные индексы, матричный метод и специализированные индикаторы цифровой трансформации. Особую ценность представляет экосистемная парадигма, рассматривающая инновационную инфраструктуру как открытую систему взаимозависимых агентов, совместно генерирующих, распространяющих и коммерциализирующих инновации на основе «умной» специализации. Выделены ключевые проблемы современных методик: терминологическая неоднозначность, абстрактность, слабая практическая апробация, недостаточный учет интегральных эффектов и качественных характеристик инфраструктурного потенциала региональных инновационных экосистем. Определены перспективные направления совершенствования методологии оценки инфраструктурного потенциала инновационной экосистемы региона: создание единой терминологической базы, разработка комплексного подхода с интеграцией количественных и качественных методов, учет современных технологических трендов и адаптация передовых международных практик к российским условиям. Результаты исследования представляют интерес для федеральных, региональных и местных органов власти в рамках формирования и реализации инновационной политики и преодоления территориальной дифференциации регионов с различной институциональной плотностью инновационной среды.
Важнейшим компонентом воспроизводства национального человеческого капитала является система высшего образования, которая претерпела за истекшее двадцатилетие кардинальную реорганизацию. Выделены наиболее острые проблемы, обозначены актуальные тенденции развития системы высшего образования в современных условиях. Выдвинуто предположение, что от качества человеческого капитала научно-педагогических работников зависит качество трудовых ресурсов страны. Целью настоящего исследования является попытка формулирования концепции комплексного подхода к формированию и развитию человеческого капитала преподавателей высшей школы на основе анализа существующих теоретико-методологических подходов, научных публикаций, сравнительного анализа разносторонней информации, а также современного состояния кадрового потенциала образовательных организаций высшего образования. На основании сформулированной цели решены научно-исследовательские задачи, включающие исследование теоретико-методологической базы, выявление ключевых особенностей формирования и развития человеческого капитала образовательных организаций высшего образования, разработку механизма его формирования и развития, определение показателей и индикаторов эффективности действующей системы. Предложен авторский механизм формирования и развития человеческого капитала образовательных организаций высшего образования. Акцентировано внимание на важности экосистемного взаимодействия для развития интеллектуального ядра. Выделены факторы, повышающие или понижающие продуктивность человеческого капитала.
Разработан и апробирован метод, связанный с совершенствованием инструментария оценки эффективности транспортной инфраструктуры, позволяющий адекватно оценивать экономическую эффективность различных вариантов технических решений с учетом их жизненного цикла и эксплуатационных условий. Методология исследования основывается на экономическом анализе, включающем расчет стоимости жизненного цикла. Для сравнения вариантов технических решений использованы показатели капитальных затрат, текущих расходов, рисков и сроков службы конструкций. Результаты исследования показывают, что предлагаемый метод оценки может применяться в дополнение или вместо традиционного подхода, а также позволяет производить сравнение вариантов технических решений. Применение результатов работы возможно при проектировании новых и реконструкции существующих объектов транспортной инфраструктуры, в частности железнодорожных линий, и выборе оптимальных решений для различных эксплуатационных условий. Метод также применим для оценки инновационных инфраструктурных решений. Перспективы исследования связаны с интеграцией предложенного подхода в общую методологию анализа экономически значимых тенденций развития транспортной (в том числе железнодорожной) инфраструктуры, а также с дополнением предложенного метода анализом чувствительности по ключевым параметрам исходных данных. Настоящее исследование подчеркивает значимость комплексного подхода к оценке эффективности транспортной инфраструктуры, учитывающего как экономические, так и технико-эксплуатационные параметры инфраструктурных решений.
В современном мире одной из ключевых целей развитых стран является достижение технологического суверенитета, которое возможно при эффективном государственном финансовом стимулировании проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР). Целью настоящего исследования является оценка инструментов государственного финансового стимулирования проведения НИОКР в контексте достижения технологического суверенитета страны, а также разработка рекомендаций по их совершенствованию. Выполнена оценка общемировых тенденций финансового обеспечения проведения НИОКР, проанализирована динамика общемировых расходов на их проведение, представлен рейтинг стран по объемам финансирования НИОКР, рассмотрены основные зарубежные и отечественные финансовые инструменты государственного стимулирования (гранты, субсидии, венчурное финансирование, государственные гарантии, льготное кредитование, налоговые льготы, государственные закупки НИОКР). Предложены рекомендации (в том числе на основе имплементации лучших зарубежных практик) по проведению дополнительных мероприятий, способных обеспечить достижение технологического суверенитета через финансовое обеспечение проведения НИОКР. Подчеркнута значимость государственного финансового стимулирования проведения НИОКР в целях обеспечения технологического суверенитета.
Изучена трансформация молодежной политики под влиянием цифровизации, выявлены направления ее обновления в изменившихся политических и социокультурных реалиях. Предметом исследования являются трансформации основных направлений молодежной политики в условиях проникновения современных цифровых инструментов во все аспекты жизнедеятельности личности и общества. Применялись политико-культурный анализ, который предполагает сравнение направлений молодежной политики в историческом срезе, и правовой анализ, в фокусе внимания которого стоит изучение нормативной и законодательной базы, регулирующей особенности осуществления молодежной политики. Проанализированы современные научные подходы к молодежной политике. Изучено понятие сущности цифровизации, а также особенности ее воздействия на изменения молодежной политики. Выявлены потенции и риски, которые сопровождают усиление процессов цифровизации в молодежной политике. Результаты исследования могут найти свое практическое применение при выработке конкретных решений по обновлению молодежной политики с целью повышения соответствия изменившимся политическим реалиям. Обоснована проблема, которая нуждается в дальнейшем фундаментальном исследовании, прежде всего в отношении изучения трансформаций каждого из выявленных направлений молодежной политики.
Вопросы социально-экономического развития в разрезе городских и муниципальных образований являются важной стратегической задачей государственного управления. Изучение северных городских поселений и оценка тенденций их социально-экономического развития выступает актуальным направлением исследования действующих и разрабатываемых мер государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях. Цель настоящего исследования заключается в выявлении эффективных инструментов оценки показателей развития арктических городов, а также определении направлений и тенденций развития в соответствии с национальными стратегическими задачами и приоритетами в вопросах развития Арктического макрорегиона. Информационной исследовательской базой выступают данные Федеральной службы государственной статистики и показатели независимой оценки качества условий предоставления социальных услуг. С методической точки зрения для выявления пространственных особенностей социально-экономического развития городов проведена оценка демографической характеристики, миграционных показателей и результатов независимой оценки качества. Определены типологические группы по численности населения городских поселений, выявлены миграционные характеристики исследуемых городов, выполнен сравнительный анализ условий предоставления социальных услуг населению по отраслям социальной сферы. Полученные результаты могут быть основой для управления и координации программ комплексного развития арктических территорий и их влияния на пространственное развитие страны в целом.
Целью настоящего исследования является пространственное моделирование влияния разработанных передовых производственных технологий на объемы добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств и генерацию электроэнергии в регионах Российской Федерации. Применены модели пространственного лага (SAR) и пространственной ошибки (SEM), а также глобальный и локальный индекс Морана. В качестве исследуемых переменных рассмотрены объемы разработанных передовых производственных технологий, добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств и генерации электроэнергии за 2022 г. Обнаружено, что процессы разработки передовых производственных технологий влияют на отрасли обрабатывающей промышленности и генерацию электроэнергии. Анализ коэффициентов пространственной автокорреляции показал, что в процессах разработки передовых производственных технологий, добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств и электроэнергии регионы формируют кластеры, а также существует положительная пространственная автокорреляция. Субъекты Российской Федерации классифицированы с помощью локального индекса Морана, который позволил определить полюса роста, кластеры высоких значений, территории, испытывающие на себе влияние данных кластеров, и территории с низким значением разработанных передовых производственных технологий, обрабатывающих производств и генерации электроэнергии. Отрицательное значение коэффициента пространственной автокорреляции в модели SAR показало, что увеличение объема разработанных передовых производственных технологий в одном регионе приводит к снижению их уровня в другом. Это свидетельствует о пространственной неоднородности процессов разработки передовых технологий в регионах страны.
Целью настоящего исследования являются оценка влияния изменения параметров качества жизни на миграционное поведение населения и формирование соответствующего прогноза. Для ее достижения применены методы ретроспективного анализа, группировки, регрессионного анализа и сценарного моделирования. Проведенный анализ ретроспективных данных позволил выявить взаимосвязь между данными показателями, однако качество статистических оценок потребовало проведения дополнительных исследований, в ходе которых вся совокупность субъектов Российской Федерации была разбита на четыре группы. Для каждой из групп построено отдельное регрессионное уравнение, описывающее взаимосвязь между значением коэффициента миграционного прироста и комплексной оценкой качества жизни в регионе. Характеристики качества полученных уравнений подтверждают возможность их применения для создания прогноза изменения показателей. Сформирован сценарный прогноз изменения значений показателя качества жизни населения в регионах Российской Федерации до 2025 г. На основе полученного прогноза рассчитаны соответствующие значения коэффициентов миграционного прироста. Реализация того или иного сценария развития ситуации по-разному отражается на миграционной привлекательности регионов. Это связано с различной чувствительностью к изменению качества жизни населения. Вместе с тем высокая чувствительность регионов первой группы не только дает им преимущества при улучшении ситуации, но и создает дополнительные риски в случае ее ухудшения. Рассмотрены три сценария развития ситуации. В соответствии с первым к 2025 г. ситуация в области миграционного прироста населения улучшится в 33 субъектах Российской Федерации по сравнению с уровнем 2021 г., со вторым – в 34, с третьим – в 28. Получение прогноза численности населения в регионах страны является неотъемлемой частью анализа влияния изменения параметров качества жизни на динамику системы расселения в стране, в частности для расчета указанных показателей концентрации и неравномерности расселения.