Архив статей журнала

Развитие цифрового менеджмента (2025)
Выпуск: Т. 8 № 1 (2025)
Авторы: Цветков Виктор Яковлевич

Применение цифровых методов и цифровых технологий (далее – ЦТ) является характерным признаком развития современного общества. Существуют разные ЦТ: цифровой бизнес, цифровая железная дорога, цифровой менеджмент, цифровая съемка, цифровое моделирование, цифровое картографирование и др. Возникает необходимость их обобщения и систематизации. Отчасти это мотивируется некорректным обозначением некоторых цифровых процессов и технологий. В первую очередь необходимо дать анализ понятиям «цифровизация», «оцифровка» и «цифровая трансформация». Во многих публикациях в Российской Федерации и за рубежом их рассматривают как синонимические, близкие понятия. Однако между ними существует качественное различие. Общей категорией для перечисленных понятий являются ЦТ. Последние выступают ядром современного цифрового менеджмента. В данном исследовании показано, что содержательно оцифровка, цифровизация и цифровая трансформация являются основой цифрового бизнеса и цифрового менеджмента. Однако понятия «оцифровка» (англ. digitisaton), «цифровизация» (англ. digitalisation) и «цифровая трансформация» (англ. digital transformation) часто используются взаимозаменяемо. Это заблуждение характерно для некоторых отечественных работ, которые применяют робота-переводчика. Часто перевод терминов digitisation и digitalisation осуществляют одинаковым словом «цифровизация», что является лингвистической ошибкой. Выполнен сравнительный анализ этих понятий и технологий. Показано различие между ними. Проведено еще одно исследование ЦТ. Последние во многих случаях не отвечают требованиям обычного нормативно-правового регулирования и нуждаются в специальном регулировании в рамках цифрового права. Обычное нормативное регулирование не рассматривает понятия и сущности кибер-, интернет- и информационного пространства, а также других новых понятий. Эти новые сущности учитывает цифровое право. Цифровое право – новое направление, которое является обязательным при использовании ЦТ и цифрового менеджмента.

Сохранить в закладках
Китайский взгляд на управление услугами в цифровую эпоху. Рецензия на книгу “The Era of New Services” (Springer, Citic Press, 2024) (2024)
Выпуск: Т. 7 № 4 (2024)
Авторы: РУБАН ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Сфера услуг постепенно начинает доминировать в современной экономике, при этом качественно меняясь в условиях цифровой трансформации. Настоящая статья представляет собой рецензию на монографию известного китайского специалиста, в которой отмечен оригинальный взгляд на вышеотмеченную проблему. Последняя концептуализируется и рассматривается на множестве примеров (из опыта как Китая, так и других стран). Книга состоит из четырех неравных частей, которые включают в совокупности 11 глав. Автор последовательно характеризует суть сервисной деятельности, выделяет основные перспективы сервисных инноваций, обозначает возможности разработки последних, а также обращает внимание на важность глубокого учета предпочтений современного человека. Значительное внимание уделено предлагаемой системе SERVINO, которая позволяет повысить эффективность управления инновационными процессами в сфере услуг. Монография позволяет считать, что цифровая трансформация не отодвинет на задний план личность человека (как клиента, так и работника), но, напротив, позволит учитывать его интересы наиболее тщательным образом. Книга написана простым языком, насыщена фактической информацией. Анализ ее содержания показывает, что она может рассматриваться как универсальный источник информации об управлении сервисной деятельностью в уже начавшуюся цифровую эпоху. Четко выраженное авторское отношение к проблеме не снижает, но, наоборот, повышает ценность этого источника. При этом данная монография знаменует собой несомненные успехи развития китайской экономической мысли.

Сохранить в закладках
Цифровая трансформация и цифровое государственное управление (2024)
Выпуск: Т. 7 № 4 (2024)
Авторы: Цветков Виктор Яковлевич

Современное развитие общества характеризуется тенденцией, которую называют цифровая трансформация. Это множественное явление касается разных отраслей и направлений от медицины до транспорта. Цифровая трансформация общества – это не просто новое направление. Она создает синергетический эффект развития в науке и технологиях и является синонимом термина «цифровизация». Цифровизация возникла как направление цифровой экономики и обобщение ряда цифровых технологий и существенно обогатилась с появлением Интернета вещей и спутниковых технологий. Она находится во взаимодействии с рядом цифровых технологий. Цифровая трансформация сопровождает развитие ряда отраслей, таких как управление, сельское хозяйство, транспорт, недвижимость, строительство, кадастр, добыча природных ресурсов. Одной из ее особенностей в управлении является то, что она привела к появлению новых феноменов, таких как цифровое управление и цифровое право. Несмотря на широкое применение цифровизации, часто не отмечают специфику и эволюцию термина «цифровой». Содержательно он возник в период Третьей информационной революции, формально – в период Четвертой. Появление «новой» экономики послужило основой для появления цифровой экономики. Несмотря на современный анализ, пока не дано ее точного определения. Выполнен анализ существующих трактовок к дефиниции этого понятия. Проведено сравнение развития цифровой трансформации в Российской Федерации и других странах. Дан критический анализ некоторых подходов к цифровой трансформации. Цифровое право и цифровое управление выходят за рамки существующих нормативных документов и используют специальные законодательство и нормативы. Эти новые направления требуют дальнейшего развития.

Сохранить в закладках
Развитие маркетинга в условиях цифровизации (2024)
Выпуск: Т. 7 № 3 (2024)
Авторы: Незамова Ольга Алексеевна, Шапорова Зинаида Егоровна, ОЛЕНЦОВА ЮЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА

Рассмотрены перспективы развития цифрового маркетинга и его роль в обеспечении устойчивости развития экономики. Исследованы современные тенденции и проблемы, с которыми сталкиваются маркетологи в условиях быстрого развития цифровых технологий. Цифровизация во всех областях народного хозяйства и любых направлениях человеческой деятельности набирает все большие темпы и становится неотъемлемой частью любой деятельности. Концепция устойчивого развития предполагает достижение баланса развития социально-экономической сферы, сохранения окружающей среды на базе технологического развития и рационализации потребления, в чем маркетинг играет немаловажную роль, и, следовательно, его развитию необходимо уделять больше внимания. Рассмотрены роль цифрового маркетинга и возможности ее повышения, а также пути преодоления проблем во внутренней и внешней экономической деятельности с помощью цифрового маркетинга. Целью настоящего исследования является определение основных трендов развития маркетинга в условиях цифровизации, которые позволят разрабатывать и подготавливать новые рынки и товары с использованием последних маркетинговых достижений в связи с работой на перспективу в рамках концепции устойчивого развития экономической, экологической и социальной сфер жизни. Изучены влияние цифровизации на стратегии маркетинга, изменения в потребительском поведении, а также проанализированы новые инструменты и платформы, которые используются для продвижения товаров и услуг. В каждой сфере деятельности имеются свои особенности внедрения цифровизации – не является исключением и маркетинговая деятельность, и ее развитие в плане внедрения цифровых технологий актуально.

Сохранить в закладках