ИЗВЕСТИЯ ВОСТОЧНОГО ИНСТИТУТА
Архив статей журнала
В статье анализируется структура государственных органов КНР, участвующих в формировании и реализации пограничной политики на северо-востоке страны в отношениях с сопредельными государствами Северо-Восточной Азии (СВА). Основу методологии составляет анализ организационной структуры и функций ключевых институтов пограничной политики КНР в провинциях Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин и Автономного района Внутренняя Монголия (АРВМ). Проведённое исследование показало, что структура участвующих в формировании и реализации пограничной политики КНР региональных органов власти формируется в зависимости не только от стоящих перед каждой административно-территориальной единицей конкретных задач развития, но и от государств, с которыми граничит данная территория, а также характера взаимоотношений с ними. Авторы формулируют некоторые рекомендации по учёту особенностей построения институтов пограничной политики северо-восточного Китая (СВК) для повышения эффективности приграничного сотрудничества России с КНР.
Камбоджа является одним из наиболее активных государств-участников инициативы “Пояс и Путь”. Стратегия экономического развития Камбоджи “Четыре угла” гармонично согласуется с данной китайской инициативой, особенно в вопросах восстановления и реконструкции инфраструктуры. В последние годы сотрудничество Китая и Камбоджи в рамках “Пояса и Пути” достигло значительных результатов, прежде всего в строительстве инфраструктуры. Сформировавшаяся модель успешного международного сотрудничества открывает для двух государств перспективы создания сообщества единой судьбы.
В статье проведен обзор развития внешнеполитических стратегий Китая в отношении стран Центральной Азии. Автор фокусируется на изменениях и трансформациях, произошедших в течение трех последних десятилетий. Основное внимание уделяется выявлению различных аспектов эволюции и постепенного укрепления политики КНР в отношении стран Центральной Азии. Выделены и рассмотрены четыре ключевых этапа развития и трансформации внешней политики Китая в отношении региона за последние 30 лет. Рассматривается развитие внешнеполитических устремлений КНР, связанных с развитием инфраструктурных проектов, укреплением экономических связей, а также активизацией сотрудничества с ЦА в сфере поддержания региональной безопасности. Утверждается, что с 2022 г. в условиях растущей международной напряженности Китай и страны Центральной Азии вступают в новую фазу развития межгосударственных взаимоотношений. Отмечено, что четвертый этап характеризуется не только укреплением традиционных сфер сотрудничества, но и появлением новых вызовов и возможностей, которые определяют будущую динамику в отношениях между КНР и центрально-азиатским регионом.
В статье даётся обзор становления и развития атомной отрасли в странах Северо-Восточной Азии: Китая, Японии, Республики Корея и Тайваня. Анализируется влияние аварии на АЭС “Фукусима-1” в 2011 г. на перспективы развития атомной энергетики в СВА. Также даётся характеристика политики стран региона в области развития “мирного атома” и изучается их экспортный потенциал в данной сфере. Делается вывод о том, что “синдром Фукусимы” не оказал фатального влияния на развитие ядерной энергетики стран региона. Ключевые слова: Северо-Восточная Азия, КНР, Япония, Республика Корея, Тайвань, атомная электростанция, ядерный реактор, ядерная энергия
Активные усилия обеих стран Корейского полуострова по развитию своих вооруженных сил в течение последних лет привели к тому, что конфликтный потенциал Северо-Восточной Азии повысился и все чаще возникает вопрос о вероятности конфликта, в том числе и с применением ядерного оружия. В связи с ядерным статусом и восприятием КНДР в экспертном сообществе, особенно западном, принято говорить о на - чале конфликта по ее инициативе. Тем не менее о намерениях руководства КНДР и готовности к применению ЯО необходимо судить не по официальной риторике, которая является частью пропаганды и информационной войны, а по ядерной стратегии. В данной статье предпринята попытка выявить реальную ядерную стратегию КНДР на основе анализа ядерной доктрины и тенденций развития ракетно-ядерной программы.