ПЕРВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Архив статей журнала
В данной статье рассматривается сущность понятия «качество жизни» как социально-экономической категории, со всех сторон характеризующую развитие общества, степень материального, медико-экологического и духовного состояния человека, а также параметры его определяющие. На основе собранных статистических данных авторы приводят результаты расчетов качества жизни населения в регионах России с использованием индексного метода. В статье предлагается авторская доработанная методика, по оценке качества жизни населения. Анализ был проведен в пяти регионах России, а именно в Республике Башкортостан, Республике Татарстан, Самарской области, Пермском крае и Оренбургской области в динамике за 5 лет с 2016 по 2020 годы. Авторы также анализируют уровень бедности, как основную составляющую качества жизни в данных регионах России и проводят его сопоставление с интегральным индексом качества жизни населения, выделяя при этом лидеров, аутсайдеров и причины отставания, которые непосредственно связаны с низкими показателями социально ориентированных региональных бюджетов. По результатам исследования были предложены рекомендации по решению выявленных проблем, которые могут способствовать улучшению качества жизни в исследуемых регионах.
В данной статье проведен анализ основных индикаторов уровня жизни населения в Республике Башкортостан. Цель статьи – мониторинг основных показателей уровня жизни населения с учетом региональной специфики и особенностей социально-экономического развития региона на основе данных официальной статистики и субъективных оценок населения своего финансового состояния (по выборочному обследованию домашних хозяйств). По всем основным показателям уровня жизни Республика Башкортостан уступает среднероссийским значениям. Несмотря на то, что Республика Башкортостан находится на четвертом месте в Приволжском федеральном округе по величине среднедушевых доходов, в ней наблюдается достаточно высокий уровень субъективной бедности по сравнению с другими регионами ‒ 25%, что превышает официальный уровень более чем в два раза.